Чтобы крутить штурвал и ехать назад, - так ни один классический одновинтовой теплоход не рулится. Руль получается перед винтом, в зоне разрежения, и ничего, кроме турбулентности не создает. Без винта, впрочем, тоже. Какой бы он ни был. Может быть кажущееся и/или слабое влияние, но по факту чаще всего это заброс кормы вращением винта, ветер, волны, течение, показалось...
Чтобы ехать задом и изыскано маневрировать, нужен штурвал с небольшим количеством оборотов с борта на борт и быстро переключающийся редуктор. Опыт, понимание происходящего и привычка к своему судну. Еще аксиометр очень полезен.
Перо руля отклоняет поток от винта и двигает корму вбок.
Если руль повернут так, чтобы судно поворачивало налево, то поток от руля двигает корму вправо. И наоборот.
При движении задом руль ни на что не влияет.
Придаем катеру некоторую скорость задом. Небольшую.
И короткими включениями переднего хода заправляем корму куда надо.
Надо корму влево, - значит руль направо и короткое включение переднего хода. А потом опять задний. И наоборот.
Надо отойти от стенки, - руль в сторону стенки, короткий сильный толчок передним, корму отдавливает от стенки. Как пошла, - чуть одержал или сдал задним, руль немного от стенки и пошел. Мало, - еще толчок от стенки. Мне так удавалось в сильный навальный ветер отойти, когда жена отпихнуть не могла...
Можно циркулировать на месте, можно, если приспичило, всячески изйопываться, почти боком плавать... Со временем привыкаешь к судну, и это даже прикалывает. С места руль на борт, полный вперед на 3 секунды, как винт встал, - полный назад на 2 секунды. Получантся лихой разворот на месте...
Подрулька, хорошо и приятно, только надо ставить такую, которая вытянет судно в любую погоду. А то слабой в хорошую погоду привыкнешь к хорошему, а в сильный ветер не сообразишь, куда крутить-газовать...