kirjala
Старожил форума
Начну с самого начала, с концепции лодки.
- автономная обитаемость экипажа на судне не менее трёх суток, которая подразумевает наличие не менее шести (а лучше восьми) спальных мест на борту
- возможность полноценного обогрева каюты и кают-компании
- сравнительно большая мореходность для каботажного плавания с возможностью пересечения открытых участков до 500км в ветер до 10-12 м/с.
- возможность приготовления горячей пищи на борту
- разборность, которая позволяет транспортировать судно авто, жд и авиатранспортом
Идея постройки большого катамарана у меня возникла довольно давно, примерно в 2010-2011 годах. Но на тот момент не было места, времени и много чего остального для начала реализации проекта по строительству катамарана. Этот вопрос было решено отложить до лучших времён, а пока заниматься постепенной модернизацией имеющейся лодки. У меня было понимание того, что, многократная модернизация имеющейся лодки всё равно не позволит сделать из неё полноценное обитаемое судно с достаточным уровнем комфорта, позволяющее совершать 2-3 суточные автономные переходы. Более того, постоянная модернизация обходится значительно дороже, чем строить лодку с нуля. Несмотря на то, что постоянные усовершенствования имеющегося катамарана на самом деле только оттягивают время для постройки новой лодки, тем не менее, есть другая положительная сторона медали – можно потренироваться “на маленьком” и наработать необходимый опыт для постройки более большого судна. Так или иначе, решение о постройке большой лодки мной было принято ещё в 2011 году, но взялся я за неё в начале 2016 года. Примечательно, что закончил я заниматься модернизацией старого катамарана только в 2020 году. Итак, когда появилось место для стройки лодки (а для этого пришлось построить мастерскую-сарай), я стал думать над концепцией новой лодки. Началось всё с задач и целей, для которого нужно было сделать обоснование строительства. Кратко требования к новой лодке я сформулировал так:
- автономная обитаемость экипажа на судне не менее трёх суток, которая подразумевает наличие не менее шести (а лучше восьми) спальных мест на борту
- возможность полноценного обогрева каюты и кают-компании
- сравнительно большая мореходность для каботажного плавания с возможностью пересечения открытых участков до 500км в ветер до 10-12 м/с.
- возможность приготовления горячей пищи на борту
- разборность, которая позволяет транспортировать судно авто, жд и авиатранспортом
Очевидно, что выставленные мной требования на лодке размерами меньше 9х4 м реализовать невозможно. Стало ясно, что лодка должна иметь длину не менее 9м, что неизбежно влечёт за собой вес судна не менее тонны. Чтобы не изобретать велосипед, я стал смотреть на имеющиеся модели, которые могли бы удовлетворить выставленным выше требованиям. Под них подпадает несколько имеющихся вариантов среди “надувастиков”, которые хорошо себя зарекомендовали. Первый вариант - это лодки Ю. Яковлева. Лодки большие, жёсткие, надёжные. Но у них есть очень большой минус – заточены они под гонки и сделать из подобной конструкции обитаемую лодку практически невозможно. Второй вариант – это лодка по подобию СП 50 (Лютый). Она представляет собой большой Альбатрос. Как вариант, можно было бы попробовать масштабировать его. При более детальном анализе этот вариант быстро был снят с рассмотрения, т.к. масштабирование лодки возможно только в определённых пределах. С увеличением размеров существенно растут нагрузки в узлах и на балках, поэтому необходимо менять полностью конструктив. На мой взгляд длина 7-7,5 м составляет предел для масштабированных “Альбатросов”. Можно конечно продолжать масштабировать и дальше, делая лодку больших размеров, но имеется достаточно много примеров, которые ярко демонстрируют, что увеличение размеров судна по принципу “альбатросовского масштабирования” приводит к тому, что вся конструкция начинает рассыпаться задолго до того, когда корабль разменяет первую тысячу километров.
В особых случаях бездумного и безграмотного масштабирования, необратимые повреждения наблюдались сразу же на первом переходе (яркий пример СК-42). Стало понятно, что если строить катамаран больших размеров, то без ферменной конструкции не обойтись. Был ещё вариант, который я рассматривал с точки зрения “масштабирования” – это попробовать масштабировать Гандвик. Данный катамаран является вполне удачной конструкцией для своих измерений. Однако, Гандвик – это, по сути, масштабированный Тайфун, и его размеры в 8х3 м, по всей видимости, являются предельными для такой конструкции. Помимо всего этого, Гандвик также не удовлетворяет тем требованиям, которые я обозначил выше. Другой уровень мореходности и комфорта наблюдается на лодке А. Беликова и Д. Козлова, это тримаран “Попандопола”. Пола – конструкция более, чем удачная. И на момент постройки (1993 год) по моему мнению - это была лучшая “экспедиционная” лодка из всех надувастиков. Об этом также свидетельствует то количество походов, которые прошёл тримаран. Поломки были минимальны. Однако, грузоподъёмность тримарана по сравнению с катамараном в 1,5 раза меньше (если конечно тримарана не используется в режиме плота). Кроме того, тримаран всегда имеет крен, что мне лично не очень нравится. Ну и последнее – “Пола” является лодкой на четыре человека, что также не удовлетворяет выше-обозначенным требованиям. Очень надёжные лодки проектировал и изготавливал В. Гуськов. Но тримараны “Корсар” предусматривают только голый трамплин (http://parusanarod.ru/go/2006/guskov/index.htm). Такой вариант для меня лично не походит. Проведя краткий анализ, я заключил, что на этом на момент 2016 года список больших “крейсерских” надувастиков практически полностью исчерпывался.
Из имеющихся готовых решений, которые хорошо себя зарекомендовали, оставался последний вариант – это Котоярви, сконструированный И. Лукомским. Поскольку я имел опыт хождения на СП50, Вайгаче (Гандвик), а также Котоярви, и мог их сравнить, у меня были определённые представления о том, что я хочу от крейсерского большого катамарана. Обитаемость и комфорт Котоярви на две головы превосходила две предыдущие лодки, на которых мне удалось походить. У меня было два варианта – это либо городить что-то своё с нуля, либо воспользоваться проверенной надёжной конструкцией. Нетрудно догадаться, что под сформулированные мной требования к судну, наилучшим образом подходит катамаран Котоярви. После долгих размышлений между разработкой лодки с нуля или использовании готового концепта было решено, что не стоит изобретать велосипед, а стоит взять за основу проверенную надёжную лодку и доработать её под свои цели и задачи. Отсюда и родилась концепция новой лодки – это будет конструктивная схема типа “Котоярви”, но в глубоко-модернизированном виде. Решение было принято, оставалось только построить. Дальше было много консультаций с Ильёй по конструктиву, узлам, чертежам и прочим особенностям лодки. За это ему огромное спасибо.
В особых случаях бездумного и безграмотного масштабирования, необратимые повреждения наблюдались сразу же на первом переходе (яркий пример СК-42). Стало понятно, что если строить катамаран больших размеров, то без ферменной конструкции не обойтись. Был ещё вариант, который я рассматривал с точки зрения “масштабирования” – это попробовать масштабировать Гандвик. Данный катамаран является вполне удачной конструкцией для своих измерений. Однако, Гандвик – это, по сути, масштабированный Тайфун, и его размеры в 8х3 м, по всей видимости, являются предельными для такой конструкции. Помимо всего этого, Гандвик также не удовлетворяет тем требованиям, которые я обозначил выше. Другой уровень мореходности и комфорта наблюдается на лодке А. Беликова и Д. Козлова, это тримаран “Попандопола”. Пола – конструкция более, чем удачная. И на момент постройки (1993 год) по моему мнению - это была лучшая “экспедиционная” лодка из всех надувастиков. Об этом также свидетельствует то количество походов, которые прошёл тримаран. Поломки были минимальны. Однако, грузоподъёмность тримарана по сравнению с катамараном в 1,5 раза меньше (если конечно тримарана не используется в режиме плота). Кроме того, тримаран всегда имеет крен, что мне лично не очень нравится. Ну и последнее – “Пола” является лодкой на четыре человека, что также не удовлетворяет выше-обозначенным требованиям. Очень надёжные лодки проектировал и изготавливал В. Гуськов. Но тримараны “Корсар” предусматривают только голый трамплин (http://parusanarod.ru/go/2006/guskov/index.htm). Такой вариант для меня лично не походит. Проведя краткий анализ, я заключил, что на этом на момент 2016 года список больших “крейсерских” надувастиков практически полностью исчерпывался.
Из имеющихся готовых решений, которые хорошо себя зарекомендовали, оставался последний вариант – это Котоярви, сконструированный И. Лукомским. Поскольку я имел опыт хождения на СП50, Вайгаче (Гандвик), а также Котоярви, и мог их сравнить, у меня были определённые представления о том, что я хочу от крейсерского большого катамарана. Обитаемость и комфорт Котоярви на две головы превосходила две предыдущие лодки, на которых мне удалось походить. У меня было два варианта – это либо городить что-то своё с нуля, либо воспользоваться проверенной надёжной конструкцией. Нетрудно догадаться, что под сформулированные мной требования к судну, наилучшим образом подходит катамаран Котоярви. После долгих размышлений между разработкой лодки с нуля или использовании готового концепта было решено, что не стоит изобретать велосипед, а стоит взять за основу проверенную надёжную лодку и доработать её под свои цели и задачи. Отсюда и родилась концепция новой лодки – это будет конструктивная схема типа “Котоярви”, но в глубоко-модернизированном виде. Решение было принято, оставалось только построить. Дальше было много консультаций с Ильёй по конструктиву, узлам, чертежам и прочим особенностям лодки. За это ему огромное спасибо.