MIBS 2024

"Простор" - катамаран из СССР.

Эпизод 1.
Короткая предыстория.
Был завод "КБ Энергомаш" г. Химки ( он и сейчас есть , не успели порушить, демоны) . Основная продукция - Двигатели для космических ракет. Там был создан тот самый РД-180.( это тот самый , который "дальновидно" продали пиндосам, и не просто "железо" а всю конструкторскую и технологическую документацию , этот мотор сейчас стоит на пиндосной ракете "Атлас" , спутники шпионские пуляет в космос,) На заводе , как и на многих в то время в Обязательном порядке делалась продукция ТНП - товары народного потребления , так как самые "продвинутые" предприятия в основном работали на ВПК. Так вот на заводе "Энергомаш" в качестве ТНП производились в массом порядке снегокаты "Гук и Гек" , Аргамак, запчасти ВАЗ, запчасти для сельхозмашин , системы газонаполнения для ПСН итд. По ТНП был свой констукторский отдел небольшой 5-7 человек , каждый - вел своё направление . У меня было "хобби" - разборные лодки, катамаранчики.
На рабочем столе под "плексигласом" - всегда были фотки построенных лодок. Как они строились - отдельная тема. Однажды Начальник проходя мимо моего стола увидел фотки, заитересовался. Потом вызвал в кабинет - и начал подробно расспрашивать . что это такое. Долго рассказывал про тусняки на Парусном берегу (Московское море - весной и осенью) собиралось сотни Самоделок, были "гонки", по вечерам бардовские песни. Много новых знакомых, изучение конструкций "конкурентов", обмен адресами - потом обмен материалами. Мало чего продавалось , но по бартеру , можно было "достать" практически всё".
Ну и Начальник предложил - займись, попробуем сделать какую-то летнюю игрушку. Был конечно и его "личный интерес" - Новое изделие это как обычно "Испытания" , летом на водоеме....2-3-4 недели и еще за Зарплату и Командировочные.
😊
Под испытания снегокатов - были снегоходы, Бензин, тёплая одежда , мангалы, столики-стульчики...итд :)
У него был опыт - был спроектирован прицеп-дача "СКИФ" - открывалась крышка и сверху и в сторону палатка.
Так вот про "Испытания" - надо было накатать количество километров.
Казенный новый ВАЗ, талоны на бензин, деньги-командировочные и "тяжкие будни испытаний" - Весь Кавказ, Крым, Краснодарский край....
Умел человек совмещать - "Полезное с приятным" :)

Заманчиво.....хобби превращалось в работу...
Зарплата, интересные командировки (Ленинград, Таллин, Загорск, Уфа (РТИ) ... итд.)
Начал рисовать, смотреть свои фотоархивы, поездки в патентную и техническую библиотеку на Кузнецком мосту .
Вот там попалась статейкка и фотки "Катапульта" - журнал "Малтихал интернешинель".
 
Последнее редактирование:
С Перегудовым ты как-то контактировал?
 
Живьем - видел на "парусном берегу", но он был из другой "секты" , поэтому даже не здоровались. :)

Я входил в секту " Православного животворящего эпоксидного стеклопластика".
PS/
На том же берегу , вечером, стоим в воде моем посуду, "поужинали" уже разными "растворами", и тверским портвейном (южные склоны элитных виноградников)
Подходит мужик и говорит - "Ребята , вы в болотниках , зайдите поглубже наберите чистой воды в чайник ".
Я взял чайник, забрёл поглубже , набрал воды , принес и отдал.
И тут , наш Гуру секты " православного животворящего стеклопластика" Саша Мезивецкий (большой любитель Завидовского портвейна) сказал -
- Мля, так это же.. тот самый демон .Перегудов!!!
- ну и что? (я говорю)
- а то, что ему нужно было в чайник насыпать яду курару и нассать!
.
Все кто стоял рядом скорчились от ржачки.
Как то .... Без всякой злобЫ.

Были всякие колоритные персонажи типа Коля Спаниэль (Капитан адского по размерам катамарана "ЛИ. Брежнев" , Миша Лимонад - афтор каких то дурацких многомачтовых надувных шхун , любитель орать в мегафон и "наводить порядок в лагере" итд
:)
-
 
Последнее редактирование:
Эпизод 2. Выбор прототипа.
На тот момент у меня был секционный , стеклопластиковый катамаранчик, перевозился на крыше (багажнике) машинки Москвич 21406.
Был знаком с Авторами очень интересных катамаранчиков. На фото - лодка С. Козлова и В.Успенского. В это же время начинались попытки на Вертолетном заводе в Мос. обл. делать серийный катамаранчик Перегудова.- "туристический". Лично мне - больше нравились быстроходные "машины". Но у всех у них был один "недостаток" - сложные и дорогие для серийного производства. Нужно было что-то попроще (в сборке) а еще были "привязки" - грузоподьемность багажника массовых автомобилей (Ваз, Москвич) это до 70 кг , габарит упаковки - под обычный лифт, итд. Все "самоделки" - были известны, на Парусном берегу их собиралось в отдельные годы сотни. Начал изучать импортную переодику в ГНТБ - там были импортные журнали. НО -у них всё в основном "жесткое", и неожиданно попался тот самый "Катапульт". Он очень выделялся своей лакониностью, но - габарит упаковки у него около 4 м - балки неразборные, мачта из 2х частей. Он был заточен под класс А (одноместный, грот до 10 м, кэт). Просто "содрать" его 1 к 1 - было просто нереально .Образца - не было и до сих пор НЕТ в РФ. В в 90-х я был в Англии , на выставке в Саутгемтоне - видел его своими руками - классная "пулялка". Свой рисовался - с другими размерами , под 2 чел, ну и назначение не "туризм" , а просто "любительский спорт". Это уже потом заводские "маркетологи" напридумывали всякой фигни. Поскольку завод был "машиносроительный" - с металлом особых проблем не было.а вот по тканям для баллонов и парусов была проблема.Так же и со стеклопластиками - не было проблем сделать шверты-рули карбоновые , был завод родственный , на космос работал, только цена такого комплекта превышала цену всей лодки. Поэтому технологи предложили "интергальный полиуретан" деталь получалась заливкой композиции в форму. Черные - это были импортные компоненты, покрепче, а желтые уже...дешевле и соответственно и прочность никакая. Все замены материалов - диктовались Снабженцами и Технологами. Сейчас этого уже мало кто помнит и понимает.
По патентной чистоте. Общался с конструктором "Луч" -а. В Таллине ,ТЭС, они в то время они притащили "Lazer" , сняли матрицы , сделали всю документацию на сборку ,это была полная копия. На вопрос по "патентной чистоте" ответ такой - "У нас он не запатентован, на экспорт делаться не будет , так что себе можем делать без ограничений".
И даже сейчас никого не "пучит" что как бы , отечественный, массовый "Луч" - это точный слепок "Лазер"-а .
Проверил в ГПБ - там были патенты на "Катапульт", но в СССР он не патентовался., как в слаборазвитой НЕпарусной стране, поэтому можно было для внутреннего рынка делать всё .
"Простор" - да чем-то похож по архитектуре на "Катапульт", но это не копия, как "Луч". Конечно , были у него "детские болезни", любую технику надо было доводить до ума.
Но наступила Великая Разруха .
Всякие блатные заводские начальники стали ездить на зарубежные выставки с "Простором"....Синагпур, Италия.... - цена то была супердемпинговая, но для моря он был "слабоват".
В это время я ушел в команду катамарана "Иван-30" (Газпром) - это было намного интереснее, киноэкспедиции по Европе летом 2-4 месяца, Бот-шоу Гамбург, Саутгемтон, Ля-Рошель...., Гонки, сьемки цикла телепередач "Дорога в море"......
"Расплата пришла естественно" - за что и был уволен нах. с завода , оно и логично , кому нахрен нужен такой "работник", который в отпуске "за свой счет по 4-6 месяцев.
Приезжает, падонок, в октябре-ноябре , морда загорелая, шмотки импортные, и еще эта дурацкая присказка.. -"А вот у нас, в Англии... мимо урны "бычки" не швыряют"
😉
 

Вложения

  • 0xMrbJYPiJk.jpg
    0xMrbJYPiJk.jpg
    183.3 КБ · Просмотры: 66
  • nWCqWhe4r4s.jpg
    nWCqWhe4r4s.jpg
    286.5 КБ · Просмотры: 65
Последнее редактирование:
Эпизод 3.
На момент начала возни с "Простором" у меня был вот такой катамаранчик.
Это его фотки увидел мой Начальник на столе под "стеклом" . (огрстекло на столе - это было модно )
Корпус - Карбон с эпоксидом, стеклоткани с полыми нитями, и борными волокнами.... ( НИИСтеклопластик - рядом а там родня всякая ) титан крепежь с родного Ракетного Завода , трубы из сплава , Д16Т , В-95 по бартеру итд.
Были возможности "доставать" интересные материалы , которые применялись в авиации, космосе, итд.
Тогда мне нравились "пулялки" класса А.
Поэтому и глаз "зацепился" за "Катапульт".
Понятно что для этого ..." туризма" - нужна другая лодка, а кто этим занимался , сами строили лодки по своим понятиям.
У кого не было собственных идей - копировали Перегудова, а он страдал идеей "доступного и массового" катамаранга для туризма.
Всяких "сект" - было много.
Всеобщий тусняк по осени.... всякие "кулики" со всей Страны.
было интересно , никаких "маркетологов", , но все чего-то "тырили" друг у друга по конструкции , спорили до хрипоты, бартерные сделки - у кого трубы Д16Т, у кого ткань "кафэ", у кого титановый крепежь и нерж трос.... итд итп.
Ну как то весело , костер, спирт кто-то с работы канистру унес, доктор знакомый принес рюкзак с коробками конфет от пациэнтов (сам доктор и еще жена - гинеколог),
и песня... про сбитый корейский "боинг" ...слов не помню , но припев такой - "Какого хера - "боинг"завалили?" :)
 

Вложения

  • 2b1V0BjcHAM.jpg
    2b1V0BjcHAM.jpg
    188.5 КБ · Просмотры: 65
  • QFGLph81Z8U.jpg
    QFGLph81Z8U.jpg
    174.4 КБ · Просмотры: 65
Последнее редактирование:
Вот он "судьбоносный".
Фотки на ходу не могу найти, при переезде в деревню сжёг несколько ящиков всяких бумаг, проспектор, чертежей....может там были.

Начальник заманил на Мос.море Главного инженера , который после рассказов и картинок проявил интерес к новой "водяной игрушке", оно и понятно - он сам по молодости был байдарочником (это выяснилось в неформальной обстановке, на лодке).
Вот на этом(на фото) я с ним прокатился.
Погода была - идеальная, тепло , сухо (конец сентября) и ровный но хороший ветер.
Побежали , и тут мужик на "казанке" с каким-то небольшим моторчиком.....и мы его "сделали" в галфинд. :)
Это произвело впечатление,
И Главный Инженер - дал "добро" заниматься этим направлением .

Вот и весь "маркетинг". :-
 

Вложения

  • v9_6KC583g4.jpg
    v9_6KC583g4.jpg
    116.7 КБ · Просмотры: 69
"Катапульт" (Англия)
Одноместная пулялка . количество построенных.... не знаю.
Баллон высокого давления . диаметром примерно 300-350 мм
Упаковка на крыше , без особых затей.
Вес около 90 кг , все сделано достаточно прочно и толстостенно .
Видел живьем один раз на выставке., "не дешовый ", что-то около 6 т фунтей.
В РФ по моему нет ни одного .
 

Вложения

  • fKUPOA8S67I.jpg
    fKUPOA8S67I.jpg
    45.6 КБ · Просмотры: 57
  • GSDghEthj1U.jpg
    GSDghEthj1U.jpg
    160.8 КБ · Просмотры: 54
  • 9w8WiHzf6Xk.jpg
    9w8WiHzf6Xk.jpg
    96.6 КБ · Просмотры: 54
Это уже за воротами завода .
Много всякого от "простора" , но мачта уже профиль .
Корпус - эпоксидный, болван-матрица делались с нуля, по картинкам из какого-то импортного журнальчика . Болван первый был сделан в Питере ,
Когда материалы были "тыренные" то и лодка была недорогая, но запасы кончились , а из дорогих материалов сделать недорогую лодку ....сложно. Так все и затухло.
 

Вложения

  • DG2ZI1GLCHY.jpg
    DG2ZI1GLCHY.jpg
    166.5 КБ · Просмотры: 51
  • eHI7wceGXCM.jpg
    eHI7wceGXCM.jpg
    114.4 КБ · Просмотры: 49
Это уже за воротами завода .
Много всякого от "простора" , но мачта уже профиль .
Корпус - эпоксидный, болван-матрица делались с нуля, по картинкам из какого-то импортного журнальчика . Болван первый был сделан в Питере ,
Когда материалы были "тыренные" то и лодка была недорогая, но запасы кончились , а из дорогих материалов сделать недорогую лодку ....сложно. Так все и затухло.
Наш ответ хобби-кэту ))
Сейчас хорошо бы зашел, мне кажется.
 
Наш ответ хобби-кэту ))
Сейчас хорошо бы зашел, мне кажется.
"Сомневаюсь я , однако".
копию хоббика делал один один мужик из Реутова. по моему, он же и микрики делал эпоксидные, но как то не видно их.
Игрушки дорогие, сезон короткий. Появились новые игрушки , из мешка "змея" запустил и поехал, хоть на доске хоть на лыжах.

Сейчас Кулик один, пока еще кувыркается еще как-то , больше ничего не видно.
Штучные кастомы , единичные, еще....ну и всё.
Может не в теме.
 
Такой - последний .
Отдал всю оснастку и шаблоны в "Вольный ветер", у них цех недалеко от меня.
Сами меня нашли по обьявлению . Но после прикидок цены , отказались, лепить дешевые байдарки проше, надёжнее со сбытом.

Маленький покатушечник у Кулика хорошо получился К-14.
Мне нравится, очень удобная посадка , но на сегодня это уже 270 000 руб.
Много немного - трудно судить, дорого всё. Узнавал вот про мачту для него, тут рядом парень мотает из кетайской угленитки так вот она - 80 000 руб. :-(

ЗЫ. А просторов выпущено около 15 000 штук.
Их до сих полно , чего-то доделывают, переделывают . до "самоизумления"
балка из 1.5 мм Амг-61 , сейчас такая будет стоить тыщ.....100 :)
 

Вложения

  • Scan10339.JPG
    Scan10339.JPG
    191.9 КБ · Просмотры: 53
  • Scan10335.JPG
    Scan10335.JPG
    303 КБ · Просмотры: 50
Надо отметить, что у надувного Простора была конструктивная ошибка: крепление баллонов в ликпаз. При сильном волнении происходила самая страшная катастрофа катамарана - отрыв поплавка.
 
Живьем - видел на "парусном берегу", но он был из другой "секты" , поэтому даже не здоровались. :)
Его "секта" более правильная. Альбатросы отходили много и с минимальными поломками, а твой простор вечно в мутатень вляпывался, особенно с креплением поплавков. И не все живыми вышли. Не мог что ли доработать конструкцию более надёжную? Почему у инженера РД-180 получились такие кривые надувасты?

Дорабатывал бы ты лучше изделия Перегудова, цены бы тебе не было!
 
Такой - последний .
Отдал всю оснастку и шаблоны в "Вольный ветер", у них цех недалеко от меня.
Эти суда вообще не приспособлены к открытым акваториям. Взглянув на их плавизделие в прошлом году, стало понятно, что тот, кто его проектировал, такую дисциплину как сопромат не стремился посещать.
 
Его "секта" более правильная. Альбатросы отходили много и с минимальными поломками, а твой простор вечно в мутатень вляпывался, особенно с креплением поплавков. И не все живыми вышли. Не мог что ли доработать конструкцию более надёжную? Почему у инженера РД-180 получились такие кривые надувасты?

Дорабатывал бы ты лучше изделия Перегудова, цены бы тебе не было!
Изначально - лодка "покатушечная" , 2 чел . Начальник сразу сказал - Мы не будем делать "спортивные" лодки , куда я баб насажаю?" :- )

Дальше - пошли переделки по "понятиям" как "заводскими маркетологами"- рационализаторами не говоря уже про Владельцев .
(сейчас вот сморю фотки....ох...... можно :) )
Ну сейчас уже мало кто понимает в чем разница, между Заводом с 10 000 персонала и частной лавочкой в части принятия Решений.

Наальник Отдела, с которым мы начинали - ушел , обиделся, так как на должность Зам. Главного Инженера по ТНП взяли "блатного мудака ."
Пришел новый начальник Отдела - с которым сразу начались "тёрки", так как надо было подписывать Бумаги, например на "замена материала", "допуск незначительного брака" итд.
Я помню слова одного мудрого человека - "Запомни,сынок, Следователю будет похер, кто чего сказал, он подшивает в "Дело" бумаги с подписями"

Один случай ( из большого количества)
Выставка в Сингапуре (по памяти, или где -то там).
От завода поехал....кто?
Правильно все подумали , кто в теме - человек из Парткома, у которого даже никогда не было "уфимки" . И что мне рассказали позже, ребята с другого завода у которых был стенд рядом.

Пришел какой-то "малаец", ох........ел от цены 300-400$ , и сказал что у него сеть отельчиков на воде, ему нужны игрушки , для начала штук 50.
Но он поставил условие - выставочный образец надо отвезти на воду , и с Представителем Завода покататься , проверить на ходу .
Представитель....конечно облажался, и никуда не поехал.
Но дальше самое интересное .
На докладе у Руководства он "доложил" - что он "работал как лев" , но лодка была не комплектная , и он не смог....показать на ходу, и сделка сорвалась.:)

Лодка на выставку отправлялась НЕ серийная, в спецупаковке каждая деталька, Спецконтейнер , комплектация проверялась Мастером участка, конструктором, Начальником ОТК цеха .
Протокол упаковки - подписи.
Вызвали на "ковёр" -" вы......ли с особым цинизмом" , наказали деньгами , спасибо в пояс , что статью 58 не выписали (вредительство, работа на зарубежную разведку...).

Дальше...осталось только "забить болт "и искать другую работу.
Это не для оправданий - а "для понимания атмосферы" :)
 
Последнее редактирование:
Его "секта" более правильная. Альбатросы отходили много и с минимальными поломками, а твой простор вечно в мутатень вляпывался, особенно с креплением поплавков. И не все живыми вышли. Не мог что ли доработать конструкцию более надёжную? Почему у инженера РД-180 получились такие кривые надувасты?

Дорабатывал бы ты лучше изделия Перегудова, цены бы тебе не было!
Там не всё однозначно. Лично не общался, но были общие знакомые. Начинали делать на опытном заводе МАП в подмосковье, а потом передали в Ташкент на завод. Там и началось ."улучшения" , "замены" итд. с которыми бился Автор.
 
Там не всё однозначно. Лично не общался, но были общие знакомые. Начинали делать на опытном заводе МАП в подмосковье, а потом передали в Ташкент на завод. Там и началось ."улучшения" , "замены" итд. с которыми бился Автор.
Там тоже была гонка за госфинансированием между Успенским и Перегудовым. Аргонавт оказался проще для производства, поэтому и запустили в серию. Ценник был приличный, 750 рублей.

Для серийной имхо лодка получилась очень удачная.
 

Вложения

  • OL2007 027.jpg
    OL2007 027.jpg
    146.1 КБ · Просмотры: 40
Последнее редактирование:
Не было никаких гонок :)
Была -вот борьба Амбиций была , или как бы сейчас сказали " Имиджевая состовляющая."
Лодка Успепского - да . конечно класс ,И еще питерская была , забыл название, та вообше практически класс В (торнадо).
А лодка Козлова (фото выше) - она и сейчас супер.

Но и при социализме чудес больших не было -Трудоемкость переходила в Цену.
А еще такой момент - Сам завод не мог торговать, была контора Роскультторг.
От этих толстых баб в мехах и золоте всё зависело - чего им понравится, и на чем они поднимут бабла (было такое понятие - торговля Дефицитом).
Поэтому - было загублено много всяких хороших проектов моторных лодок , проще было торговать таким фуфлом как "суицидная казанка" .
 

Пользователи онлайн

Верх