Прожекты: Пинего-Кулойский канал

А нельзя ли открытым текстом впечатлениями поделиться ?
Собственно, и меня очень даже интересует мореходность костромича. Мой жалкий опыт на Рыбинке не применим к морям, а, хотя бы теоретически, познать смысл мореманского бытия на костромиче охота.
 
Если Костромич не переделан, нет ничего лишнего ввиде доп. кают на корме и т.д. То, ходить на нём можно. Волна до 1м - всё пофигу. :) Главное не попадать с волной в резонанс. На крутой волне в борт это может случится. Неприятно. Не перевернёшься, но, все незакреплённое - на полу. Даже зеркало с гвоздя 1 раз упало. Заводское ограничение 1.5м. При 2+м. Можно аккуратно разворачиваться, подгадывая подходящий гребень. "Шторм" для Костромича начинается, когда на столе в рубке недопитая бутылка с пивом падает. :D Критический крен на пологой волне в борт 28градусов. После чего крен резко замедляется и катер начинает как тазик соскальзывать в ложбину волны. Мой тренированный мозжечок это хорошо чувствует. Но, лучше до такого не доводить. Если следующая волна ударит в борт, - может и положить. :( Ходил при волне максимально около 3м ( до верха рубки). При этом палубу в районе капа машинного и входа в рубку слегка заливало водой через шпигаты. Тут явно хотелось бы сделать повыше суфлёры топливных танков и маслобака. И быть уверенным в герметичности заливных пробок.
Из недостатков- обводы носа имеют излишнюю плавучесть и на встречной волне нос чрезмерно закидывает с последующим непроизвольным разворотом на гребне. Да ещё соотношение длина\ ширина не для морей :). Поэтому приходится убавлять ход до минимального и идти галсами, что резко уменьшает путевую скорость. При большой волне и попытке идти ходом проскакивая впадину и принимая волну в лоб, наблюдаются сильные удары опять таки из за излишней плавучести. Сильные настолько , что корпус скрипит! и катер почти останавливается. Такое резкое изменение скорости может привести к тому, что нос нырнёт в очередную впадину и пойдёт под воду как это делает подлодка при погружении. :D Удары об рубку при этом, могут быть настолько сильными, что останавливается инерционный стеклоочиститель, а любой простой "дворник" улетел бы в даль...
С волной в корму, - тоже не всё в порядке. Идти можно любым ходом, но не малым. Волна догоняет ( при любом ходе) и бьёт в плоскую транцевую корму. Куда после этого катер развернёт? - Одному Богу известно. При переходе через гребень волна как то хитро обтекает кольцевую насадку и приходится его опять выравнивать. Скорость при входе на волну и сходе с неё резко меняется. Меняется нагрузка и даже шум работы двигателя. На крутой волне возможны прохваты. Завоздушивания системы охлаждения не наблюдалось. Сделано грамотно.
Т.е. при любом хорошем волнении приходится интенсивно работать штурвалом, что бы катер каждую волну встречал не в лоб , а чуть скулой. При волне в корму, тоже самое только при соскальзывании с гребня и выходе из ложбины. Это сильно утомляет и при стандартном тросовом приводе требует значительной физподготовки . :)
Существуют ещё и наставления для судоводителей по плаванию в шторм. Лучше их почитать. Какие то основы метеорологии тоже знать не помешает. :) Добавлю, что если есть возможность непогоду переждать, то лучше её переждать.:eek: Всё равно ведь, Мы в отпуске и отдыхаем! :)
 
Последнее редактирование модератором:
Пожалуй впервые читаю такое точное и детальное описание поведения катера в шторм, в данном случае натурного Костромича. Полное представление о мореходных качествах судна из реальной морской практики. Просто здорово. Ещё раз убеждаешься в правомерности выражения " не навреди" в отношении переделок катеров и насущной важности точных метеопрогнозов при выходе в море. На мой взгляд дана крайне полезная, нужная и своего рода уникальная информация. Беру на заметку.
 
Если Костромич не переделан, нет ничего лишнего ввиде доп. кают на корме и т.д. То, ходить на нём можно. Волна до 1м - всё пофигу. :) Главное не попадать с волной в резонанс. На крутой волне в борт это может случится. Неприятно. Не перевернёшься, но, все незакреплённое - на полу. Даже зеркало с гвоздя 1 раз упало. Заводское ограничение 1.5м. При 2+м. Можно аккуратно разворачиваться, подгадывая подходящий гребень. "Шторм" для Костромича начинается, когда на столе в рубке недопитая бутылка с пивом падает. :D Критический крен на пологой волне в борт 28градусов. После чего крен резко замедляется и катер начинает как тазик соскальзывать в ложбину волны. Мой тренированный мозжечок это хорошо чувствует. Но, лучше до такого не доводить. Если следующая волна ударит в борт, - может и положить. :( Ходил при волне максимально около 3м ( до верха рубки). При этом палубу в районе капа машинного и входа в рубку слегка заливало водой через шпигаты. Тут явно хотелось бы сделать повыше суфлёры топливных танков и маслобака. И быть уверенным в герметичности заливных пробок.
Из недостатков- обводы носа имеют излишнюю плавучесть и на встречной волне нос чрезмерно закидывает с последующим непроизвольным разворотом на гребне. Да ещё соотношение длина\ ширина не для морей :). Поэтому приходится убавлять ход до минимального и идти галсами, что резко уменьшает путевую скорость. При большой волне и попытке идти ходом проскакивая впадину и принимая волну в лоб, наблюдаются сильные удары опять таки из за излишней плавучести. Сильные настолько , что корпус скрипит! и катер почти останавливается. Такое резкое изменение скорости может привести к тому, что нос нырнёт в очередную впадину и пойдёт под воду как это делает подлодка при погружении. :D Удары об рубку при этом, могут быть настолько сильными, что останавливается инерционный стеклоочиститель, а любой простой "дворник" улетел бы в даль...
С волной в корму, - тоже не всё в порядке. Идти можно любым ходом, но не малым. Волна догоняет ( при любом ходе) и бьёт в плоскую транцевую корму. Куда после этого катер развернёт? - Одному Богу известно. При переходе через гребень волна как то хитро обтекает кольцевую насадку и приходится его опять выравнивать. Скорость при входе на волну и сходе с неё резко меняется. Меняется нагрузка и даже шум работы двигателя. На крутой волне возможны прохваты. Завоздушивания системы охлаждения не наблюдалось. Сделано грамотно.
Т.е. при любом хорошем волнении приходится интенсивно работать штурвалом, что бы катер каждую волну встречал не в лоб , а чуть скулой. При волне в корму, тоже самое только при соскальзывании с гребня и выходе из ложбины. Это сильно утомляет и при стандартном тросовом приводе требует значительной физподготовки . :)
Существуют ещё и наставления для судоводителей по плаванию в шторм. Лучше их почитать. Какие то основы метеорологии тоже знать не помешает. :) Добавлю, что если есть возможность непогоду переждать, то лучше её переждать.:eek: Всё равно ведь, Мы в отпуске и отдыхаем! :)

Чиерт ... во страху нагнал, ни когда не пойду в море, даже по берегу:D

спасибо за подробный и точный рассказ, это многим полезно почитать.
С уважением Иван.
 
Да ещё соотношение длина\ ширина не для морей :). Поэтому приходится убавлять ход до минимального и идти галсами, что резко уменьшает путевую скорость. При большой волне и попытке идти ходом проскакивая впадину и принимая волну в лоб, наблюдаются сильные удары опять таки из за излишней плавучести. Сильные настолько , что корпус скрипит! и катер почти останавливается. Такое резкое изменение скорости может привести к тому, что нос нырнёт в очередную впадину и пойдёт под воду как это делает подлодка при погружении. :D Удары об рубку при этом, могут быть настолько сильными, что останавливается инерционный стеклоочиститель, а любой простой "дворник" улетел бы в даль...
С волной в корму, - тоже не всё в порядке. Идти можно любым ходом, но не малым. Волна догоняет ( при любом ходе) и бьёт в плоскую транцевую корму. Куда после этого катер развернёт? - Одному Богу известно. При переходе через гребень волна как то хитро обтекает кольцевую насадку и приходится его опять выравнивать. Скорость при входе на волну и сходе с неё резко меняется. Меняется нагрузка и даже шум работы двигателя. На крутой волне возможны прохваты. Завоздушивания системы охлаждения не наблюдалось. Сделано грамотно.
Т.е. при любом хорошем волнении приходится интенсивно работать штурвалом, что бы катер каждую волну встречал не в лоб , а чуть скулой. При волне в корму, тоже самое только при соскальзывании с гребня и выходе из ложбины. Это сильно утомляет и при стандартном тросовом приводе требует значительной физподготовки . :)
Существуют ещё и наставления для судоводителей по плаванию в шторм. Лучше их почитать. Какие то основы метеорологии тоже знать не помешает. :) Добавлю, что если есть возможность непогоду переждать, то лучше её переждать.:eek: Всё равно ведь, Мы в отпуске и отдыхаем! :)
На катерах, созданных специально для моря, в шторм все же полегче будет.
Лоцманский катер «Pathfinder» порта Саутгемптон.
http://www.youtube.com/watch?v=eLIzp3WLpQE&NR=1
 
Ну, я ж это пишу. Значит всё не так уж плохо.:)
 
Если Объект 915 не возражает, копию первого письма,я перешлю Алексею. :)

Они не возражають... :bs:

Прочитал два раза. Не нашел ни одной государственной тайны (а равно вмешательства в личную жизнь).
Почему бы не выложить всем?

Реально интересный и полезные размышления на тему.

Пошел почитаю ещё...
 
Прочитал два раза. Не нашел ни одной государственной тайны (а равно вмешательства в личную жизнь).
Почему бы не выложить всем?

Реально интересный и полезные размышления на тему.

Пошел почитаю ещё...

Просто иногда не хочется встрять в обсуждение всяких незначительных моментов, типа не той длинны переход или не там где надо планируется стоянка.
 
Так ни кто ж туда не пойдёт! :)) Кому интересно? - Это я так подумал. Объект 915, вон собирался, я ему и написал. У меня вообще секретов в этом плане нет, не хотел форум засорять... и т.д.
Ну что? я оправдался? Принимается? :)
Тогда сейчас причешу и выложу. :)
 
...
Идти морем на Костромичах, конечно в известной мере авантюра. Разумеется, идти надо при благоприятном погодном прогнозе и подготовленными к переходу. Я тут на досуге изучил карту Архангельской обл. Укрыться от непогоды или если очень устал, можно в рыбацких посёлках в устьях больших (относительно) рек. Подходы можно заранее изучить по подробным морским картам и имея хороший навигатор + эхолот. За зиму это сделать можно. Я тут прикинул расстояние от Архангельска до таких посёлков.
1. Куя 65км.
2. Нижн. Золотница 160км. Можно подняться до верхней ещё на 8-10 км. Если вдруг "задует" надолго. И если позволит высота автомоста.
3. Ручьи 223км.
4. Мегра 240 км.
5. Майда 268км.
6. Койда 321км.
7. Нижа 352 км.
8. Каменка 414км.
Есть и более мелкие деревушки и необжитые бухточки. Берег достаточно изрезан, в отличие например от западного береза Онеги.
Расстояния даны без учёта захода в какие либо пункты по пути следования.
Наибольшее расстояние между 1 и 2 = 90 км. или 6 часов хода. Наименьшее 17 км между 3 и 4. 1.5ч с учётом зашёл\вышел. Наибольшее время при скорости 15 км\ч до точки невозврата ( или возврата. ) 3 часа. На это время вперёд, погоду можно определить даже визуально.
Ну, это если навскидку и если карта не врёт.
Обычно я прикидываю переходы не более 10-12 ходовых часов. Это не сильно утомляет. Наибольший переход был 16.5 ч. Из Вознесенья в Повенец. В три руки ночью. Но, приходилось спать не более по получаса, потом выправлять курс ввиду неопытности рулевых. Просыпался как автомат, почувствовав изменение характера качки. :D
Наибольший в одиночку - 14.5 часов по Ладожскому каналу в один присест за судном, которому разводили лавы. На такую халяву очень устал. Причём стула не было ( это была моя вторая навигация) , пытался даже сидеть на столе в рубке и рулить штурвалом за спиной! Благо канал.
Исходя из этого опыта , можно разбить маршрут на этапы с ночёвками и отдыхом.
1. Архангельск - Нижн. Золотница ( р. Зимняя Золотница) 160 км.
6.00 - 17ч. в пути 11ч. ср. скорость здесь и далее 15 км\ч. Фактическая на маршруте 15.5-15.7 км\ч
2. Нижн. Золотница-Койда. ( р. Койда) тоже самое по расстоянию и времени.
Можно подняться выше посёлка и сделать днёвку.
3. Койда- Каменка ( р. Мезень) 93 км. 10.00- 17ч. 7 часов.
Общее время с учётом швартовок, прогрева и т.д. 32ч.
Для меня по топливу не более 450л (8л масла)
( при нормальных погодных условиях) и не менее 330л из расчёта 08л\км. - среднее значение за предыдущие походы. Однако тут скорость будет чуть больше, чем я обычно хожу ( 14.5- 15 км\ч) + возможно волнение и ветра. ( хотя могут быть и попутные.) а течение попутное будет точно. около 1 мили в час. Топлива от Архангельска и обратно хватит.
На обратном пути, можно останавливаться уже в других н\п. Всего до Лешуконского от Архангельска этим путём около 575км.
Вот, так гладко получается " на бумаге".
Добавлю ещё, что после ремонта, я должен буду прибавить в максималке и экономичности. Выровнял давление в форсунках, поставил новый ТНВД, заменил обшивку и буду ставить гидравлику на рулевое. Возможно с авторулевым. Отремонтировал Ярославский винт, который погнул ещё в 2001г! , но не сильно. Убрал кольцевую насадку, ещё чуть сгладил корму.
Надо ставить танки для пресной воды. Морская радиостанция кажется "Сейнер". Не включал неск. лет... Но, можно купить и что ни будь новенькое.
В общем если решиться, -зима на подготовку. Мне эта "северная" идея почему то нравится.
 
А как быть с приливами-отливами? Для меня наука тёмная... Как определить безопасную глубину для стоянки, что бы не травить всю якорную цепь для перестраховки, и что бы не обсохнуть в шторм у берега, как один мой знакомый перегонявший ярик в Белом море.
 
они происходят по часам. По времени определяешь, что сейчас и потом уже принимаешь решение, где и как стоять. Даже не зная точного расписания :), достаточно понаблюдать 1 цикл и зафиксировать минимальный и максимальный уровень по времени. В пределах нашего перехода, сильных изменений во времени не будет. На картах обозначена переменная линия берега. У меня был прикол, когда в отлив, я погрузил якорь на тузик, завёз, положил в лужу на берегу, а пока готовился ужин, его уже не было видно. :) Снимался в началом отлива, что бы удобнее было выбирать и отходить. :) В устьях рек , где планировались стоянки, перепады меньше. За то есть приливная и отливная волны из за ограниченной пропускной способности русла реки. Надо стараться не встать к ней лагом. Глубины на картах приведены к наименьшему теоретическому уровню. Затопляемая часть берега обозначена как суша, только оливкового цвета.
В шторм же надо держаться от берега подальше. Безопаснее, если что не выбросит на берег ( быстро) и волна на глубине более пологая. Солёная вообще более пологая. Катерок по ссылке выше в ладожскую волну в 6 хотя бы метров, пришлось бы не снимать, а спасать. :)

На фото видно, что моря не видно! :) Соловецкие о-ва 2001г.
 

Вложения

  • IMGP0893.JPG
    IMGP0893.JPG
    200.3 КБ · Просмотры: 638
Последнее редактирование модератором:
Так ни кто ж туда не пойдёт! :)) Кому интересно?

Думаю интересно всем! А вот кто реально решится пойти, вопрос конечно другой.

Убрал кольцевую насадку

Хотел бы поинтересоваться, чем было обусловлено это решение?
 
Заменой винта на Ярославский. Насадка просто стала обузой. Из за разницы в диаметрах, перестала выполнять свою функцию. Да и проржавела сильно. Восстанавливать её смысла не было. При замене подводной части её удалили, нижнюю опору баллера сделали по другому.
 

Вложения

  • w_619752fa.jpg
    w_619752fa.jpg
    158.5 КБ · Просмотры: 669
Насадка просто стала обузой

Спасибо, понятно. Всё правильно. Не раз встречал утверждения, что в разных обстоятельствах эффект от насадки далеко не всегда однозначно положительный, в том числе и для защиты винта. Ну а донышко после ремонта, вал, винт 4л - залюбуешься. Счастливых плаваний!
 
Заменой винта на Ярославский. Насадка просто стала обузой. Из за разницы в диаметрах, перестала выполнять свою функцию. Да и проржавела сильно. Восстанавливать её смысла не было. При замене подводной части её удалили, нижнюю опору баллера сделали по другому.
Насадка для прогулочных судов не нужна. От ней только лишнее сопротивление. Она нужна только для буксировки - увеличивает упор на винте.
Кстати, не вижу второго кингстона. Так же удалён?
 
Удалён. Вместе с пожарной и водоотливной системами. Вес на фото 16т.
В оставшемся кингстоне, ноу хау, - 2х литровая пустая пластиковая бутылка, горлышком прикреплена медной проволокой к решётке. Защищает при зимовке на воде от размораживания корпуса кингстона. :)
 
Последнее редактирование модератором:
Удалён. Вместе с пожарной и водоотливной системами. Вес на фото 16т.
В оставшемся кингстоне, ноу хау, - 2х литровая пустая пластиковая бутылка, горлышком прикреплена медной проволокой к решётке. Защищает при зимовке на воде от размораживания корпуса кингстона. :)
Я, собственно, потому и спросил, что сам этой зимой удалил второй кингстон. А, насадку с защитой от бревен удалил предыдущий владелец.

Естественно, что и вся пожарная система удалена.

И осушительная система практически так же удалена. Будет собрана подругому с помпами в каждом отсеке.
 
Естественно, что пожарная система удалена. И осушительная практически удалена. Будет собрана по другому, с помпами в каждом отсеке

Хотелось бы поинтересоваться,а в чём же заключались недостатки "родных" пожарной и водоотливной систем на Костромичах, обусловивших вроде как полную очевидность их удаления или переделки.
 
Верх