Итак, наступила весна. Ранняя и теплая. Уже в начале марта удалось начать подготовку к новому сезону.
В первую очередь решили вопрос с заменой остекления рубки. Еще в конце прошлого сезона решили заменить стеклопластиковое остекление на каленые стекла в пяти иллюминаторах рубки. Основными причинами замены были следующие: потеря прозрачности иллюминаторов, невозможность установки стеклоочистителей. Отсутствие последних сильно осложняло судовождение во время дождя. Сначала хотели заказать работу «под ключ» в специализированной фирме, которая делает остекление для катеров, яхт и спецтехники. Но оценка стоимости сразу отпугнула. Решил установку стекл в иллюминаторы делать сам. Заказал резку стекла в небольшой стекольной компании. В качестве шаблонов использовали старые пластиковые стекла. К сожалению, до начала морозов работу завершить не удалось. Четыре стекла установили, а с пятым вышла заминка. Оно не вошло в рамку. Пришлось делать новый шаблон и новое стекло. Пока его изготовили, начались морозы. Пришлось отложить все до весны. Как только дневная температура поднялась до 4°... 5°, установил пятый иллюминатор и начал ждать дождя, чтобы проверить герметичность резинового уплотнения. Первый же дождь показал, что текут все иллюминаторы. Пришлось сделать дополнительную протяжку всех саморезов, которые стягивали внешнюю и внутреннюю части алюминиевых рамок. Протечки прекратились, кроме одного места, с правой стороны. Как нарочно, там, где установлена вся навигационная и связная аппаратура. Придется дополнительно нанести герметик.
После замены остекления, установил два стеклоочистителя на центральный и правый лобовые иллюминаторы. Первоначально планировал сделать раздельное управление каждым моторчиком через две штоковые кнопки. Зимой сделал мини-стенд, на котором отработал схему включения стеклоочистителей, кнопок, механизма автопарковки щеток. Но в магазине оказалась только одна нужная мне кнопка, вторую заказали, но заказ так и не был исполнен. Пришлось переделывать схему на одну кнопку уже в процессе установки на судно. И тут оказалось, что цепи управления образуют паразитную связь. В результате оба стеклоочистителя включались синхронно, но не выключались при отжатии кнопки. После небольшого анализа схемы по рекомендации друзей включил в схему два диода Шоттки. Все заработало.
Следующий этап модернизации — расширение энергетики. Опыт прошлой навигации показал, что одного сервисного аккумулятора на стоянке мало, энергии не хватает для питания холодильника. На ходу все потребители получают энергию от генератора двигателя. После его оставноки питание переключается на аккумулятор. Такая схема хорошо работала во время коротких одно-двух дневных выходов, походов выходного дня. После возвращения к причалу яхт-клуба подключал береговое питание и заряжал сервисный аккумулятор. В длительных походах, когда три-четыре дня стоим у необорудованного берега, зарядить аккумулятор проблематично. Возить бензогенератор не очень удобно. К тому же аккумулятор не слишком любит заряжаться от генератора ГД, который выдает недостаточное напряжение для полного заряда. В качестве альтернативы решил купить, установить и подключить солнечную батарею и контроллер заряда типа MPPT. В качестве фотоэлектрического генератора выбрал монокристаллическую панель мощностью 200 Вт.
После прибытия панели был неприятно удивлен хлипкостью "силовой" рамы панели, которая сгибается под собственным весом. Пришлось делать дополнительную раму из алюминиевого профиля 1.5 мм. Получилось достаточно жестко и прочно. Между СБ и контроллером поставил АВ с номиналом 16А. Выход контроллера подключил к клеммам сервисного аккумулятора 100 Ач. Контроллер поставил на стенке шкафа в кокпите. АВ спрятал под пайолом в отсеке, где находятся вся силовая коммутация. В результате в глаза не бросается, но достаточно простой доступ, при необходимости. Система заработала. Батарея дает ток, наблюдал до 9 А ток Солнца (напряжение на СБ 21 В), при этом контроллер выдавал в цепи АКБ и нагрузки до 13.5 А при 13.9 В. И это при не слишком высоком Солнце. Думаю, что усилия себя оправдали. Расчет на то, что в светлое время будет идти подзаряд аккумулятора от СБ, избыток энергии пойдет на питние потребителей при выключенном ГД. В темное время суток все потребители питаются от аккумулятора. Таким образом, аккумулятор работает как буферная батарея между нагрузками и СБ. На ходу СБ только подзаряжает буферную батарею, а потребители питаются от генератора ГД.
Попутно сделал новый кабель берегового питания, подключение через розетку. Сделал небольшую бортовую сеть 220В. Защитил ее дифференциальным автоматом. Переключение от бортового питания на автономное теперь осуществляется отключением кабеля от береговой розетки и включением его в бортовой инвертор.
Система электропитания работает непрерывно уже несколько суток. Вроде справляется. Хотя, сегодня, когда все утро шел дождь, пришлось подключить береговое питание, так как из-за отсутствия тока Солнца, контроллер не смог обеспечить заряд аккумулятора. Посмотрим, что будет дальше. Есть еще один аккумулятор, на 105 Ач, но его некда поставить, в аккумуляторном отсеке нет места для третьей батареи. Пока буду возить его в качестве резервной батареи на случай длительной плохой погоды.
А дальше наступил ремонт трансмиссии. Точнее, устранение люфта эта эпопея описана в соответствующей
ветке.
Продолжение следует...