Winga 25

Чтобы не наметало, нужно каркас ставить под тент. Тогда не придется чистить - снег сам будет слетать.
 
Все верно. Просто в этом году не успели каркас сделать. Долго возился с остеклением, хотел поставить стекла, а потом ставить каркас и закрывать тент. Но сначала стёкла долго делали и дожди шли. А потом сразу снег и морозы. Так и вошли в зиму без каркаса и без одного стекла.
 
Итак, наступила весна. Ранняя и теплая. Уже в начале марта удалось начать подготовку к новому сезону.

В первую очередь решили вопрос с заменой остекления рубки. Еще в конце прошлого сезона решили заменить стеклопластиковое остекление на каленые стекла в пяти иллюминаторах рубки. Основными причинами замены были следующие: потеря прозрачности иллюминаторов, невозможность установки стеклоочистителей. Отсутствие последних сильно осложняло судовождение во время дождя. Сначала хотели заказать работу «под ключ» в специализированной фирме, которая делает остекление для катеров, яхт и спецтехники. Но оценка стоимости сразу отпугнула. Решил установку стекл в иллюминаторы делать сам. Заказал резку стекла в небольшой стекольной компании. В качестве шаблонов использовали старые пластиковые стекла. К сожалению, до начала морозов работу завершить не удалось. Четыре стекла установили, а с пятым вышла заминка. Оно не вошло в рамку. Пришлось делать новый шаблон и новое стекло. Пока его изготовили, начались морозы. Пришлось отложить все до весны. Как только дневная температура поднялась до 4°... 5°, установил пятый иллюминатор и начал ждать дождя, чтобы проверить герметичность резинового уплотнения. Первый же дождь показал, что текут все иллюминаторы. Пришлось сделать дополнительную протяжку всех саморезов, которые стягивали внешнюю и внутреннюю части алюминиевых рамок. Протечки прекратились, кроме одного места, с правой стороны. Как нарочно, там, где установлена вся навигационная и связная аппаратура. Придется дополнительно нанести герметик.

После замены остекления, установил два стеклоочистителя на центральный и правый лобовые иллюминаторы. Первоначально планировал сделать раздельное управление каждым моторчиком через две штоковые кнопки. Зимой сделал мини-стенд, на котором отработал схему включения стеклоочистителей, кнопок, механизма автопарковки щеток. Но в магазине оказалась только одна нужная мне кнопка, вторую заказали, но заказ так и не был исполнен. Пришлось переделывать схему на одну кнопку уже в процессе установки на судно. И тут оказалось, что цепи управления образуют паразитную связь. В результате оба стеклоочистителя включались синхронно, но не выключались при отжатии кнопки. После небольшого анализа схемы по рекомендации друзей включил в схему два диода Шоттки. Все заработало.

Следующий этап модернизации — расширение энергетики. Опыт прошлой навигации показал, что одного сервисного аккумулятора на стоянке мало, энергии не хватает для питания холодильника. На ходу все потребители получают энергию от генератора двигателя. После его оставноки питание переключается на аккумулятор. Такая схема хорошо работала во время коротких одно-двух дневных выходов, походов выходного дня. После возвращения к причалу яхт-клуба подключал береговое питание и заряжал сервисный аккумулятор. В длительных походах, когда три-четыре дня стоим у необорудованного берега, зарядить аккумулятор проблематично. Возить бензогенератор не очень удобно. К тому же аккумулятор не слишком любит заряжаться от генератора ГД, который выдает недостаточное напряжение для полного заряда. В качестве альтернативы решил купить, установить и подключить солнечную батарею и контроллер заряда типа MPPT. В качестве фотоэлектрического генератора выбрал монокристаллическую панель мощностью 200 Вт.

После прибытия панели был неприятно удивлен хлипкостью "силовой" рамы панели, которая сгибается под собственным весом. Пришлось делать дополнительную раму из алюминиевого профиля 1.5 мм. Получилось достаточно жестко и прочно. Между СБ и контроллером поставил АВ с номиналом 16А. Выход контроллера подключил к клеммам сервисного аккумулятора 100 Ач. Контроллер поставил на стенке шкафа в кокпите. АВ спрятал под пайолом в отсеке, где находятся вся силовая коммутация. В результате в глаза не бросается, но достаточно простой доступ, при необходимости. Система заработала. Батарея дает ток, наблюдал до 9 А ток Солнца (напряжение на СБ 21 В), при этом контроллер выдавал в цепи АКБ и нагрузки до 13.5 А при 13.9 В. И это при не слишком высоком Солнце. Думаю, что усилия себя оправдали. Расчет на то, что в светлое время будет идти подзаряд аккумулятора от СБ, избыток энергии пойдет на питние потребителей при выключенном ГД. В темное время суток все потребители питаются от аккумулятора. Таким образом, аккумулятор работает как буферная батарея между нагрузками и СБ. На ходу СБ только подзаряжает буферную батарею, а потребители питаются от генератора ГД.

Попутно сделал новый кабель берегового питания, подключение через розетку. Сделал небольшую бортовую сеть 220В. Защитил ее дифференциальным автоматом. Переключение от бортового питания на автономное теперь осуществляется отключением кабеля от береговой розетки и включением его в бортовой инвертор.

Система электропитания работает непрерывно уже несколько суток. Вроде справляется. Хотя, сегодня, когда все утро шел дождь, пришлось подключить береговое питание, так как из-за отсутствия тока Солнца, контроллер не смог обеспечить заряд аккумулятора. Посмотрим, что будет дальше. Есть еще один аккумулятор, на 105 Ач, но его некда поставить, в аккумуляторном отсеке нет места для третьей батареи. Пока буду возить его в качестве резервной батареи на случай длительной плохой погоды.

А дальше наступил ремонт трансмиссии. Точнее, устранение люфта эта эпопея описана в соответствующей ветке.
Продолжение следует...
 

Вложения

  • 20240416_125049.jpg
    20240416_125049.jpg
    287.6 КБ · Просмотры: 42
  • 20240414_151918.jpg
    20240414_151918.jpg
    150.3 КБ · Просмотры: 40
  • 20240413_170504.jpg
    20240413_170504.jpg
    213.5 КБ · Просмотры: 38
  • 20240414_152414.jpg
    20240414_152414.jpg
    233.8 КБ · Просмотры: 38
  • 20240406_174942.jpg
    20240406_174942.jpg
    333.9 КБ · Просмотры: 39
  • 20240331_162800.jpg
    20240331_162800.jpg
    129.8 КБ · Просмотры: 39
  • 20240331_165907.jpg
    20240331_165907.jpg
    84.5 КБ · Просмотры: 43
Последнее редактирование:
Поправка. Вот правильная ссылка на обсуждение люфта редуктора. Там же есть и фотографии.
Если коротко, то вот такая история. В конце сезона 2023 я обнаружил радиальный люфт переходного кольца реверс-редуктора MS, к которому прикручен фланец переднего кардана. Фланец крепится к переходному кольцу четырьмя болтами. После обсуждения на форуме пришел к выводу, что для устранения люфта потребуется немного времени и отложил ремонт до начала сезона. Это была ошибка. Которая стоила мне, примерно, одной недели в самое горячее время подготовки к новому сезону. В общем, началось со снятия карданного вала. Казалось бы, несложная работа, открутить четыре болта переднего фланца, открутить четыре болта заднего фланца, и готово, можно снимать. Но всё осложнялось тем, что вал установлен в туннеле и не может быть просто вынут. Доступ к нему очень ограничен и неудобен. Болты при откручивании упирались головками в крестовины. В оставшийся зазор не входила ни торцевая головка, ни накидной гаечный ключ. К счстью, на некоторых болтах были пропилены ножовкой плоские шлицы под тонкую отвертку. Это несколько облегчило снятие (и последующую установку) кардана. Хорошо, что вал оказался телескопическим, что позволило регулировать его длину. После снятия кардана стало понятно, что никакой регулировочной гайки у редуктора нет. После телефонной консультации с мастером, занимающимся ремонтом двигателей и редукторов Volvo Penta таких преклонных лет (официальные сервисы Volvo Penta отказали мне в ремонте, ссылаясь на отсутствие запчастей), стала крепнуть уверенность в том, что люфт вызван износом подшипника. Решил снимать редуктор и везти на диагностику в Люберцы.

Демонтаж реверс-редуктора требовал небольшой подготовительной работы: отсоединение тросика включения/включения реверса, снятия кронштейна рубашек тросиков управления газом и выключения двгателя (перекрытия подачи топлива), отсоединение шлангов подачи охлаждающей воды. Это потребовало 20 - 30 минут спокойной работы. А вот дальше начались проблемы. Формально, для снятия редуктора нужно открутить четыре винта М10 с головками с внутренним шестигранником. Но все осложнялось отсутствием прямого доступа. Единственный винт с прямой трассой для торцевой головки и двух удлинителей для ключа-трещетки был внизу, между корпусом редуктора и днищем моторного отсека (около 70 мм). Остальные винты требовали использования карданчика для откручивания. Ну и, для полного счастья, масса этого редуктора оказалась не 10-15 кг, как мне рассказали, а все 25-30 кг чугуна и стали. Хорошо, что не отдавили пальцы нам с помощником, с которым мы работали. Спасибо другу, который согласился помочь. Один я не справился бы.

Отвез на диагностику и выяснилось, что сам редуктор в порядке. Но откручены винты крепления переходного кольца к фланцу. При этом я не смог их провернуть, было ощущение, что они полностью затянуты. Что не помешало мастеру легко открутить их коротким шестигранником. После затяжки винтов электрогайковертом люфт ушел. Упругая муфта тоже в хорошем состоянии. В общем, отделался малой кровью. На следующий день мы с другом по уже проторенной дорожке установили редуктор на место, а потом я подключил тросики управления и присоединил шланги. Эта работа сделана. Люфт устранен. Далее установил кардан, трансмиссия собрана. Жить стало чуть легче :)
Ждал своего часа насос забортной воды...
 
Последнее редактирование:
Следующая работа на двигателе - устранение течи в водяном насосе, которая тоже обнаружилась в конце прошлого сезона. Сразу возникло предположение, что течет через сальник, так как крышка насоса сухая, вода сочится через дренажные отверстия со стороны вала. Заодно надо было и крыльчатку проверить, в прошлый раз проверял её перед началом сезона 2022 года. Открутив четыре винта, снял крышку. Крыльчатка-импеллер два сезона не пережила, одна лопасть отсутствовала. Под замену. Дальше открутил крепежные болты, снял корпус насоса. Стало неожиданностью то, что фланец насоса не напрямую прикручивался к корпусу двигателя, а через два зажима. Этот факт сыграл потом свою отрицательную роль. Снял сальники. Визуальный осмотр показал, что передний сальник (на масло) вполне себе живой. А вот задний, на воду, выглядел сильно уставшим. Решил заменить только его, так как течи масла через насос не наблюдалось, в отличие от воды. Заменил сальник и начал устанавливать корпус насоса. И тут случилась неприятность. Один зажим сломался. Осмотр показал, что в чугунной детальке была трещина. Не очень большая нагрузка (затяжка болта гаечным ключом на 13) привела к тому, что что зажим раскололся пополам. Проблема решилась изготовлением новых зажимов из нержавеющей стали. Фрезеровщик изготовил их по образцу очень точно. Собрал все заново и установил на двигатель.

На этом межсезонный ремонт механических систем закончил. Залил масло в двигатель и реверс-редуктор, заменил масляный фильтр. Выполнил пробный запуск двигателя. Течей не нашел. Осталось набить новую смазку в прессмасленки карданов и баллера руля. И ждать спуска на воду. На воде уже буду регулировать клапана и проводить ходовые испытания.
 

Вложения

  • 20240422_161859.jpg
    20240422_161859.jpg
    96 КБ · Просмотры: 15
  • 20240422_134149.jpg
    20240422_134149.jpg
    244.3 КБ · Просмотры: 15
  • WhatsApp Image 2024-04-26 at 15.19.47.jpeg
    WhatsApp Image 2024-04-26 at 15.19.47.jpeg
    138.3 КБ · Просмотры: 16
Поделитесь контактом мастера по редукторам Вольво Пента, плз. У меня люфт рычага 6 мм. Хотел бы узнать, как его можно устранить, если это неисправность.
 
Поделитесь контактом мастера по редукторам Вольво Пента, плз. У меня люфт рычага 6 мм. Хотел бы узнать, как его можно устранить, если это неисправность.
Рабочие части вилок переключения заменить или наплавить-наклепать.
 
Поделитесь контактом мастера по редукторам Вольво Пента, плз. У меня люфт рычага 6 мм. Хотел бы узнать, как его можно устранить, если это неисправность.
Контакты вот здесь. Два года назад мы встретились с ним в Авроре, перекнулись парой слов. Он дал мне адрес его сайта. Вот и пригодилось.
Вилок там нет. Там изнашиваются фрикционы переключения.
Вот еще интересная тема про редуктор от Volvo Penta: ссылка.
 
Последнее редактирование:
Контакты вот здесь. Два года назад мы встретились с ним в Авроре, перекнулись парой слов. Он дал мне адрес его сайта. Вот и пригодилось.
Вилок там нет. Там изнашиваются фрикционы переключения.
Вот еще интересная тема про редуктор от Volvo Penta: ссылка.
А это то? Фрикционы чем то поджимать нужно,в данном случае это сухарь на эксцентрике и это ваш редуктор,на другом соответственно может быть по другому,но смысл тот же.
QIP Shot - Screen 039.png
 
Спасибо за ссылки. Судя по всему, у меня стерся толкатель. Его заменить - и переключения станут четкими, без люфта.
 
Эксцентриковый толкатель, не вилка же. В любом случае, ремонтопригодно. Токарка, фрезеровка, сварка.
 
Эксцентриковый толкатель, не вилка же. В любом случае, ремонтопригодно. Токарка, фрезеровка, сварка.
Там должен регулироваться прижим-для этого и сделано конусом.Прокладки,винт и т.д.
 
Итак, началась новая навигация. Сегодня спустили «Лунную Радугу» на воду. Двигатель после зимней спячки завелся неохотно. Было холодно, а кнопку холодного запуска я забыл нажать. Когда вспомнил о ней, двигатель заработал после 2-3 секунд крутки стартера. Утечек нет, ни масло, ни топливо, ни вода не текут. После прогрева отошли от технического причала яхт-клуба и перешли к месту стоянки. На коротком переходе опробовал работу контроллера и тяг «газ-реверс», переключения редуктора. Все работает точно и четко. Через несколько дней планируем технический выход для проверки работы всех систем на ходу.
 

Вложения

  • 20240506_175700.jpg
    20240506_175700.jpg
    283.8 КБ · Просмотры: 31
  • 20240506_175614.jpg
    20240506_175614.jpg
    276.3 КБ · Просмотры: 33
  • 20240506_175632.jpg
    20240506_175632.jpg
    317.5 КБ · Просмотры: 32
  • 20240506_165738.jpg
    20240506_165738.jpg
    246.2 КБ · Просмотры: 31
  • 20240506_145825.jpg
    20240506_145825.jpg
    311.7 КБ · Просмотры: 31
  • 20240506_165712.jpg
    20240506_165712.jpg
    287.7 КБ · Просмотры: 30
  • 20240506_165742.jpg
    20240506_165742.jpg
    248 КБ · Просмотры: 29
  • 20240506_150546.jpg
    20240506_150546.jpg
    276.3 КБ · Просмотры: 32
Верх