Публикация "Дизель из Тулы - легкий и
жаркий" об опыте конвертации одноцилиндрового
дизеля воздушного охлаждения для применения на
яхте в качестве стационарного мотора имела
отклик как у посетителей нашего сервера, так и у
посетителей специализированных конференций. Мнения
разнились до противоположного. Кто-то благодарил
за интересную информацию, кто-то выражал
сомнения в целесообразности того или иного
технического решения, а один дядечка даже заявил,
что описанная конвертация есть ни что иное, как
попытка изготовить "дизель с помощью веревки и
палки". Дядечка, как выяснилось, торгует
морским товаром (в том числе замечательными, но
очень дорогими импортными двигателями), а потому
проблемы рядового водномоторника или яхтсмена с
его весьма небольшими доходами от него далеки.
Между тем, проблема недорогого дизеля для лодки
длиной около 6-9 метров и водоизмещением до 3 тонн
остается весьма актуальной, коль скоро коллеги
по увлечению решаются на самостоятельную
конвертацию подходящих мотоагрегатов.
- А почему бы тулякам не провести конвертацию
своего двигателя в заводских условиях? - задался
вопросом boatclub.ru и отправил соответствующее
предложение генеральному директору ОАО
"Туламашзавод" Евгению Дронову. Вот какой
был получен ответ.
- Благодарим вас за предоставленную информацию
об опыте эксплуатации дизеля ТМЗ-450Д в качестве
стационарного двигателя на яхте. Эта информация
представляет для нас большой интерес, так как в
наших планах предусматривается создание
стационарной силовой установки на базе дизелей
ТМЗ. Состояние работ по этой тематике следующее:
разработан опытный образец реверс-редуктора для
дизелей нашего производства (тот самый,
прототипом которого послужил импортный образец .
К.К.); проведены ходовые испытания дизеля с
опытными образцами реверс-редукторов на
карбасах (Архангельский водорослевый комбинат) и
камышекосилках (г.Изобильный). Результаты
испытаний положительные.
Как нам удалось выяснить, завод не только
разработал и испытал опытную партию реверсов, в
которых передачу крутящего момента, разобщение
линии вала и переключение передач по аналогии с
импортными моделями обеспечивается бронзовой
самотормозящейся втулкой, но уже успел выпустить
их первую серию. Промышленной ее назвать трудно -
реверс-редукторы в количестве 15 штук собирались
практически вручную (и обошлись примерно в 800
долларов каждый), однако в настоящее время идет
поиск предприятия-смежника, готового взяться за
изготовление относительно крупной серии.
Параллельно туляками прорабатывается
возможность комплектации дизелей
реверс-редукторами богородского производства.
Есть подвижки и в снабжении двигателя
современным электрооборудованием. К примеру,
встроенный электрогенератор (14 В, 400 Вт), о котором
мы сообщали как об исключительно опытном
образце, теперь по желанию заказчика
устанавливается и на серийные модели дизелей. В
заводских условиях изготовлены кронштейны и
подобраны амортизаторы.
Учитывая сказанное, boatclub.ru принял решение
провести совместно с "Туламашзаводом"
конвертацию опытного образца двигателя ТМЗ-450 Д и
испытать его в 4000-километровом переходе
Владимир-Санкт-Петербург-Владимир в ходе Речной
экспедиции "Владимир - Санкт-Петербург. Два
берега одной реки" (информация об экспедиции здесь). Дизель
планируется снабдить одним из опытных
реверс-редукторов, встроенным
электрогенератором, кронштейнами и
амортизаторами. Единственное от чего завод хочет
отказаться, так это от применения забортной воды,
что в общем-то оправдано - двигатель воздушного
охлаждения, использующий забортную воду, и
впрямь выглядит каким-то странным гибридом.
Вместо водо-масляного холодильника для
охлаждения моторного масла заводчане предлагают
использовать воздушный масляный радиатор,
обдуваемый с помощью электровентилятора. В
настоящее время идет обсуждение технических
деталей сотрудничества. О ходе реализации
проекта мы расскажем на страницах boatclub.ru.
|