Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Катера и Мерседесы - 2004

Московское бот-шоу Катера и яхты все больше напоминает смотр-конкурс с условным названием "Будь круче!"

В этот год мы так и не смогли попасть на выставку "Охота и Рыболовство" на ВВЦ. Дела на работе, домашние заботы закрутили окончательно, правда, мы особенно и не огорчались, рассуждая, что, мол, там все больше "резинки", открытые лодчонки, удочки, воблеры и прочая мелочевка (на самом деле это оказалось ошибкой - посмотреть было на что).

Март приближался, и на всех популярных интернет-форумах, имеющих хоть какое-то отношение к воде, стала периодически появляться информация, обещавшая нам что: "Это самая масштабная выставка за последние годы - как по количеству участников, так и по объему занимаемой выставочной площади. На этом грандиозном событии соберутся в столице лучшие поставщики и производители яхт, катеров, лодок, и аксессуаров к ним.  На выставке вы сможете увидеть много интересных экспонатов - лодок, яхт, катеров, лодочных моторов..."

Ну, как тут не поверить, не расслабиться и не предвкушать!..

Итак, 12 марта - второй день юбилейной 10-й выставки. Это первый год, когда "Катера и яхты" выступали сольно, то есть без выставки "Спорт и отдых". У входа непривычно много охранников, рамки металлоискателей и досмотр содержимого сумок. Но вот все позади и мы уже у цели.

Отдельный, почти полностью заставленный стендами павильон № 1 и большая экспозиция на улице. Но что это? Где же обещанное разнообразие катеров и яхт? Помнится, всего пару лет назад здесь на улице рядами стояли лодки и катера самых разных размеров и назначений. А сейчас сиротливая Cortina-555 польского производства стоимостью под 30000 евро за посудину со 115-сильным движком, окружена самолетами. Спрашиваем мужиков, стоящих возле катера: а вы вроде еще и "Галеонами" торгуете? Помнится, была у поляков неплохая модель "Галиа-485". И стоила менее 9000 у.е. - Нет, отвечают, уже не торгуем. - Так на сайте производителя она все еще есть!? Мужики разводят руками. Странно…

У самого павильона по обе стороны от входа суровая шеренга крупныхВот они - красавцы! многоэтажных пластиковых посудин, заставляющих задирать голову, чтобы разглядеть хотя бы название. Некоторые из них б/у, правда в хорошем состоянии. Надписи на борту говорят о происхождении "мыльниц": "я/к Буревестник". Последний, очевидно, решил затмить конкурентов любыми средствами, для чего пустил в ход не только новые, но побывавшие в эксплуатации лодки.

В вестибюле павильона поголовная регистрация посетителей. Что администрация выставки хотела таким образом выяснить для себя, узнать нам не удалось. Пообещали, правда, позже прислать каталог. И на этом спасибо. В самом павильоне картина, схожая с уличной. Большие, красивые посудины для больших рек и для моря. Солидно-неторопливые и стремительные. Некоторые весьма неплохи (в первую очередь отсутствием сходства с кроссовками, мыльницами и утюгами). Но цены… Цены!!! Один из встреченных на выставке коллег по увлечению - руководитель автосервиса и человек, в общем-то, не бедный - признался, что впервые почувствовал себя нищим. Надо сказать, что месяцем раньше коллега был на бот-шоу в Финляндии и там чувствовал себя вполне комфортно. - Лодки для народа, - говорит, - теперь только у буржуев - там и выбор больше, и цены божеские!

Тщательно прочесав весь павильон, мы все же сумели обнаружить несколько относительно доступных простому смертному судов.
Украинский алюминивый "UMS-500" (такая же модель уже замечена была на выставке Охота и Рыболовство на Руси - 2004).

Старые знакомые "Silver'ы". Их имелся целый ряд в различных вариантах, в том числе и со стационарным "Mercruiser'ом). Катера и лодки "Silver" уже достаточно давно производятся в России из финских комплектующих. Можно было надеяться, что российское производство ощутимо снизит цену на популярные лодки, но чуда не произошло. От 30 500 евро и выше за "Silver Eagle Star Cabine" в комлекте со 140-сильным "Suzuki" и более. Демократичный "Silver Hawk" в комплекте с "Suzuki 115" - от 16 700 евро.

Небольшой Wellboat 39 "Бриз" производства верфи малого судостроения "Литек", Ленинградской области (тоже присутствовал на Охоте и Рыболовстве...).

Старожил и постоянный участник всех водно-рыболовно-охотничьих выставок - "Мастер" Адмиралтейских верфей.

Нижегородский пластиковый "Вектор 630", пришедший на смену "Вектору Si" и "Касатка" с корпусом из алюминия. Последняя потенциально даже была бы способна конкурировать с "Сильвером", но из-за несколько своеобразного внешнего вида рубки это сомнительно. Впечатление, что она создавалась вообще не для этой посудины - вот наиболее тактичная формулировка для описания внешних контуров, коих не касалась рука профессионального дизайнера. Это явный минус, причем очень большой.Walker Bay - парусный вариант

Нельзя не упомянуть универсальное суденышко американского  производства "Walker Bay", способное передвигаться под веслами, мотором до 7 лошадиных сил или парусом. Полный комплект этой лодки с парусом 4,6 кв.м. и надувным бортом (но без мотора) - чуть более 3000 долл. Вариантов этой модели много, включая рыболовный вариант и парусный с площадью двух парусов 6,9 кв.м. Прекрасный вариант для семейного однодневногоWalker Bay - моторно-рыболовный вариант отдыха на ровной глади какого-нибудь водохранилища. Идеальная иллюстрация американского подхода к товару массового потребления - просто, функционально, дешево, но качественно (что бы юридически подкованные владельцы не затаскали по судам).

Порадовало также появление в экспозиции пластиковых катеров "QuickSilver". Правда, на стенде присутствовало только две модели: очень симпатичный "550 WA" и прогулочный "QS-470". Но, по словам представителей фирмы "Нептун-НБ", в их магазине ассортимент практически полный. Заглянем в каталог. Ну что ж, за 8400 у.е. можно приобрести каютный катер почти пятиметровой длины, а качество продукции этой фирмы известно во всем мире. И все-таки хотелось бы найти нечто подобное, но за 10 - 12 тысяч у.е. в комплекте с мотором, трейлером и прочей необходимой мелочью. Увы! Да и отечественные производители так и не смогли предложить что-либо за эту цену. Правда, в далеком Владивостоке вроде появился изготовитель катеров "Бриз", но, во-первых там открытая с кормы каюта да и выпускается в год всего до десятка штук.

Ранее наблюдавшаяся тенденция превращения Московской выставки "Катера и Яхты" в бот-шоу дорогих катеров и яхт стоимостью от 100 000 теперь уже евро, кажется, подошла к своему логическому завершению - здесь доступным для большинства покупателей лодкам места нет! Подтверждением этого вывода стало появление в экспозиции дорогих авто (Майбах, музейные мерседесы) и вертолетно-самолетной техники. Сами по себе и вертолеты и СЛА весьма симпатичны, но как-то не вяжутся с катерами и яхтами. Впрочем, если берут "суденышки" за 200-300-500 тысяч у.е., то почему бы не разжиться и вертолетиком или авто за приблизительно ту же цену. Действительно, не подъезжать же на "Жигулях" к та-акой посудине!

Откровенным конфузом с полным правом можно считать 10-летний юбилей яхтенной части выставки. Называть ее "Катера и яхты" учитывая то, что яхт было представлено раз в 20 меньше, нежели роскошных автомобилей, мотовездеходов и летательных аппаратов, язык не поворачивается. Собственно, яхт удалось заметить всего три: "Баварию 32" от компании "Мореман", "Хантер" от "Белламера" и, кажется, какой-то итальянский микрик. С натяжкой сюда же можно приплюсовать и лодочку "Walker Bay". Все!

Что же остается желающим посмотреть и потрогать руками и, может быть, купить? "Охота и Рыболовство на Руси" на ВВЦ в следующем феврале и Бот-шоу на воде, проводимое в июне в яхт-клубе "Адмирал". В сентябре этого года ожидается еще одно бот-шоу на воде "Буревестник boat show", проводимое в одноименном яхт-клубе, но, судя по всему, это будет еще одна демонстрация баснословно дорогих катеров.

А московские "Катера и яхты"? Озадачены ли устроители продвижением массовых, "народных" яхт, катеров и лодок, расширением аудитории? Ответ однозначный - нет. Явно прослеживается желание продать площади как можно дороже (стоимость площадей "Катеров и яхт" давно превышает стоимость площадей на всемирно известной "Boot Show Dusseldorf" в Германии). В учебниках по маркетингу такому поведению присваивается красивая формулировка "позиционирование в дорогом сегменте рынка". Каждый вправе позиционироваться как пожелает, но остается неприятный осадок от огромной разницы между завлекающей рекламой и реально увиденным.


Е.Матрозов, А.Смирнов
Март 2004.

Обсудить в конференции