|
Катера и
Мерседесы - 2004
Московское бот-шоу Катера и яхты все
больше напоминает смотр-конкурс с условным
названием "Будь круче!"
В этот год мы так и не смогли попасть на
выставку "Охота и Рыболовство" на ВВЦ. Дела
на работе, домашние заботы закрутили
окончательно, правда, мы особенно и не
огорчались, рассуждая, что, мол, там все больше
"резинки", открытые лодчонки, удочки,
воблеры и прочая мелочевка (на самом деле это
оказалось ошибкой - посмотреть было на что).
Март приближался, и на всех популярных
интернет-форумах, имеющих хоть какое-то
отношение к воде, стала периодически появляться
информация, обещавшая нам что: "Это самая
масштабная выставка за последние годы - как по
количеству участников, так и по объему
занимаемой выставочной площади. На этом
грандиозном событии соберутся в столице лучшие
поставщики и производители яхт, катеров, лодок, и
аксессуаров к ним. На выставке вы сможете
увидеть много интересных экспонатов - лодок, яхт,
катеров, лодочных моторов..."
Ну, как тут не поверить, не расслабиться
и не предвкушать!..
Итак, 12 марта - второй день юбилейной 10-й
выставки. Это первый год, когда "Катера и
яхты" выступали сольно, то есть без выставки
"Спорт и отдых". У входа непривычно много
охранников, рамки металлоискателей и досмотр
содержимого сумок. Но вот все позади и мы уже у
цели.
Отдельный, почти полностью заставленный
стендами павильон № 1 и большая экспозиция на
улице. Но что это? Где же обещанное разнообразие
катеров и яхт? Помнится, всего пару лет назад
здесь на улице рядами стояли лодки и катера самых
разных размеров и назначений. А сейчас
сиротливая Cortina-555 польского производства
стоимостью под 30000 евро за посудину со 115-сильным
движком, окружена самолетами. Спрашиваем
мужиков, стоящих возле катера: а вы вроде еще и
"Галеонами" торгуете? Помнится, была у
поляков неплохая модель "Галиа-485". И стоила
менее 9000 у.е. - Нет, отвечают, уже не торгуем. - Так
на сайте производителя она все еще есть!? Мужики
разводят руками. Странно…
У самого павильона по обе стороны от
входа суровая шеренга крупных
многоэтажных пластиковых посудин, заставляющих
задирать голову, чтобы разглядеть хотя бы
название. Некоторые из них б/у, правда в хорошем
состоянии. Надписи на борту говорят о
происхождении "мыльниц": "я/к
Буревестник". Последний, очевидно, решил
затмить конкурентов любыми средствами, для чего
пустил в ход не только новые, но побывавшие в
эксплуатации лодки.
В вестибюле павильона поголовная
регистрация посетителей. Что администрация
выставки хотела таким образом выяснить для себя,
узнать нам не удалось. Пообещали, правда, позже
прислать каталог. И на этом спасибо. В самом
павильоне картина, схожая с уличной. Большие,
красивые посудины для больших рек и для моря.
Солидно-неторопливые и стремительные. Некоторые
весьма неплохи (в первую очередь отсутствием
сходства с кроссовками, мыльницами и утюгами). Но
цены… Цены!!! Один из встреченных на выставке
коллег по увлечению - руководитель автосервиса и
человек, в общем-то, не бедный - признался, что
впервые почувствовал себя нищим. Надо сказать,
что месяцем раньше коллега был на бот-шоу в
Финляндии и там чувствовал себя вполне
комфортно. - Лодки для народа, - говорит, - теперь
только у буржуев - там и выбор больше, и цены
божеские!
Тщательно прочесав весь павильон, мы все
же сумели обнаружить несколько относительно
доступных простому смертному судов.
Украинский алюминивый "UMS-500" (такая же
модель уже замечена была на выставке Охота и
Рыболовство на Руси - 2004).
Старые знакомые "Silver'ы". Их имелся
целый ряд в различных вариантах, в том числе и со
стационарным "Mercruiser'ом). Катера и лодки
"Silver" уже достаточно давно производятся в
России из финских комплектующих. Можно было
надеяться, что российское производство ощутимо
снизит цену на популярные лодки, но чуда не
произошло. От 30 500 евро и выше за "Silver Eagle Star
Cabine" в комлекте со 140-сильным "Suzuki" и более.
Демократичный "Silver Hawk" в комплекте с "Suzuki
115" - от 16 700 евро.
Небольшой Wellboat 39 "Бриз"
производства верфи малого судостроения
"Литек", Ленинградской области (тоже
присутствовал на Охоте и Рыболовстве...).
Старожил и постоянный участник всех
водно-рыболовно-охотничьих выставок -
"Мастер" Адмиралтейских верфей.
Нижегородский пластиковый "Вектор
630", пришедший на смену "Вектору Si" и
"Касатка" с корпусом из алюминия. Последняя
потенциально даже была бы способна
конкурировать с "Сильвером", но из-за
несколько своеобразного внешнего вида рубки это
сомнительно. Впечатление, что она создавалась
вообще не для этой посудины - вот наиболее
тактичная формулировка для описания внешних
контуров, коих не касалась рука
профессионального дизайнера. Это явный минус,
причем очень большой.
Нельзя не упомянуть универсальное
суденышко американского производства "Walker
Bay", способное передвигаться под веслами,
мотором до 7 лошадиных сил или парусом. Полный
комплект этой лодки с парусом 4,6 кв.м. и надувным
бортом (но без мотора) - чуть более 3000 долл.
Вариантов этой модели много, включая рыболовный
вариант и парусный с площадью двух парусов 6,9
кв.м. Прекрасный вариант для семейного
однодневного отдыха на ровной глади какого-нибудь
водохранилища. Идеальная иллюстрация
американского подхода к товару массового
потребления - просто, функционально, дешево, но
качественно (что бы юридически подкованные
владельцы не затаскали по судам).
Порадовало также появление в экспозиции
пластиковых катеров "QuickSilver". Правда, на
стенде присутствовало только две модели: очень
симпатичный "550 WA" и прогулочный "QS-470".
Но, по словам представителей фирмы
"Нептун-НБ", в их магазине ассортимент
практически полный. Заглянем в каталог. Ну что ж,
за 8400 у.е. можно приобрести каютный катер почти
пятиметровой длины, а качество продукции этой
фирмы известно во всем мире. И все-таки хотелось
бы найти нечто подобное, но за 10 - 12 тысяч у.е. в
комплекте с мотором, трейлером и прочей
необходимой мелочью. Увы! Да и отечественные
производители так и не смогли предложить
что-либо за эту цену. Правда, в далеком
Владивостоке вроде появился изготовитель
катеров "Бриз", но, во-первых там открытая с
кормы каюта да и выпускается в год всего до
десятка штук.
Ранее наблюдавшаяся тенденция
превращения Московской выставки "Катера и
Яхты" в бот-шоу дорогих катеров и яхт
стоимостью от 100 000 теперь уже евро, кажется,
подошла к своему логическому завершению - здесь
доступным для большинства покупателей лодкам
места нет! Подтверждением этого вывода стало
появление в экспозиции дорогих авто (Майбах,
музейные мерседесы) и вертолетно-самолетной
техники. Сами по себе и вертолеты и СЛА весьма
симпатичны, но как-то не вяжутся с катерами и
яхтами. Впрочем, если берут "суденышки" за
200-300-500 тысяч у.е., то почему бы не разжиться и
вертолетиком или авто за приблизительно ту же
цену. Действительно, не подъезжать же на
"Жигулях" к та-акой посудине!
Откровенным конфузом с полным правом
можно считать 10-летний юбилей яхтенной части
выставки. Называть ее "Катера и яхты"
учитывая то, что яхт было представлено раз в 20
меньше, нежели роскошных автомобилей,
мотовездеходов и летательных аппаратов, язык не
поворачивается. Собственно, яхт удалось заметить
всего три: "Баварию 32" от компании
"Мореман", "Хантер" от "Белламера"
и, кажется, какой-то итальянский микрик. С
натяжкой сюда же можно приплюсовать и лодочку
"Walker Bay". Все!
Что же остается желающим посмотреть и
потрогать руками и, может быть, купить? "Охота и
Рыболовство на Руси" на ВВЦ в следующем
феврале и Бот-шоу на воде, проводимое в июне в
яхт-клубе "Адмирал". В сентябре этого года
ожидается еще одно бот-шоу на воде
"Буревестник boat show", проводимое в
одноименном яхт-клубе, но, судя по всему, это
будет еще одна демонстрация баснословно дорогих
катеров.
А московские "Катера и яхты"?
Озадачены ли устроители продвижением массовых,
"народных" яхт, катеров и лодок, расширением
аудитории? Ответ однозначный - нет. Явно
прослеживается желание продать площади как
можно дороже (стоимость площадей "Катеров и
яхт" давно превышает стоимость площадей на
всемирно известной "Boot Show Dusseldorf" в Германии).
В учебниках по маркетингу такому поведению
присваивается красивая формулировка
"позиционирование в дорогом сегменте
рынка". Каждый вправе позиционироваться как
пожелает, но остается неприятный осадок от
огромной разницы между завлекающей рекламой и
реально увиденным.
Е.Матрозов, А.Смирнов
Март 2004.
Обсудить в конференции
|