Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Заметки с выставки Лодки, Катера и яхты '2001

Очередная, седьмая по счету, выставка "Лодки, катера и яхты" прошла в столичном выставочном центре на Красной Пресне. Суммируя впечатления, можно сказать, что нынешняя выставка не сильно отличалась от прошлогодней и все же после ее посещения осталось ощущение некоего подъема и оживления.
Трудно сказать, чем вызвано это чувство. Казалось бы, московское "бот-шоу" по-прежнему не может похвастать ни достойным количеством участников (в этом году, судя по официальному каталогу, менее 30-ти), ни обилием новинок (в особенности отечественных разработок), и все же... В разговорах участников, кажется в самом воздухе витало нечто такое, что заставляло видеть будущее отечественного водоплавания в чуть более оптимистичных, нежели парой дней ранее, тонах. Хочется надеяться, что чувства не обманут и год спустя к следующей выставке ощущаемый едва ли не на уровне подсознания подъем обретет некие осязаемые формы.
Как и в прошлые годы, шеренга лодок ожидала посетителей еще на улице, перед входом в выставочный павильон. По-прежнему основную часть составляли суда зарубежного производства, причем не самые дешевые, подробными описаниями которых буквально напичканы и "КиЯ", и "Капитан клуб", и русскоязычная часть интернета. Тем больший интерес вызывала продукция отечественного судостроения.
Первым в уличной экспозиции стоял ослепительно-белый красавец "Alekstar" - швертбот из Питера. Лодка эта давно уже не новинка - не раз экспонировалась на выставках, подробно описана в специализированной периодике - и все же не хочется обходить ее вниманием, настолько она качественно, добротно, но в то же время стильно сработана. При всех огрехах, которые любят искать в ней матерые яхтсмены, нельзя не признать, что лодка сделана со вполне западным тщанием и способна составить конкуренцию многим зарубежным аналогам. Особым предметом обсуждения знатоков стала примененная на выставочном образце швертбота рулевая система - все тот же румпель, но два пера руля.
Если не считать разборных резиновых катамаранов, "Алекстаром" и огромной "Баварией" из экспозиции "Царя" (об этом позже) яхтенная часть выставки исчерпывалась. Зато катерникам было на что посмотреть. Никому практически не известные региональные судостроительные фирмы представили несколько катеров весьма и весьма высокого качества. Нельзя, например, не отметить самарский стеклопластиковый катер "WAVE-660", продаваемый в Москве фирмой "Юнисейл". При длине 6,6 и ширине 2,2 метра катер имеет небольшую уютную носовую каютку на 3 спальных места и просторный кокпит. Пост управления оборудован по правому борту - стандартное фирменное ДУ двигателем, автомобильная "баранка" и комплект приборов. Корпус изготовлен с использованием финских полиэфирных смол, бальсы и химически стойкого пенопласта. Качество формовки, как и тщательность отделки (винил), на мой субъективный вкус, просто превосходны. Сложно сказать как стеклопластик поведет себя при эксплуатации, но по крайней мере внешне корпус ничем не отличается от продукции зарубежных фирм да и гарантия на него дается весьма солидная (3 года). В носу катера отформован модный ныне "утиный нос". Функциональные достоинства этого скорее декоративного трапика довольно сомнительны, но надо признать, что в случае с "WAVE-660" дизайнерам удалось очень удачно вписать его в облик судна. Неплохо смотрится и покатый стеклопластиковый капот двигателя в корме, однако при попытке вскарабкаться по его скользкой от дождя поверхности (даже при наличии складного трапа) в кокпит стоящего на трейлере судна, пришлось проявить почти акробатические способности (что-то будет на волне!). Представители фирмы заверили, что этот досадный просчет будет устранен по желанию заказчика или установкой поручней или оборудованием в корме площадки-кринолина.
Выставочный образец катера был оборудован стационарным двигателем с угловой колонкой, но существует вариант корпуса под один или два подвесных мотора. Максимальная суммарная мощность силовой установки - 250 л.с. При грузоподъемности 950 кг и осадке 350 мм, катер, согласно заявленным данным, разгоняется до 90 км/ч.
По желанию заказчика "WAVE-660" дополнительно комплектуется ходовым и транспортным тентами, жесткой рубкой, биотуалетом и раковиной. За корпус просят 15000$. За трейлер к нему - 2200$. За корпус и трейлер в комплекте - 16300$. Цена двигателя зависит от выбранной модели. По словам представителей фирмы-производителя, в Москве таких катеров нет - на сегодня продано всего 4 штуки и все они нашли себе хозяев в регионах. Значительно больше успешно фирма реализует моторные лодки "WAVE-500", которых на данный момент продано без малого три десятка.

"WAVE-500" - стеклопластиковая лодка наподобие хорошо знакомого опытным водномоторникам советского еще "Темпа". При длине 5, ширине 1,8 метра и грузоподъемности 700 кг лодка развивает 90 км/ч с 90-сильным подвесным двигателем (заявленные производителем данные). Материалы корпуса - те же, что и у "WAVE-660". Производитель предусмотрел возможность превращения лодки в катер путем установки жесткой рубки 100-сильного стационарного двигателя. За базовый вариант корпуса просят 5950$ или 6590$ - за корпус с трейлером.
Из Самары на выставку прибыл и другой любопытный катер - 6,5-метровый стеклопластиковый "Аквалайн-210". Судно шире описанного выше "WAVE-660" всего на 400 мм, но смотрится гораздо солиднее и представительнее. Качество формовки и отделки также на высоте. Как и "WAVE-660" катер оборудован носовой каютой-убежищем с оригинальной сдвигающейся вбок дверью. Максимальная мощность, которую способен "проглотить" корпус - 300 л.с. Можно сказать, что "Аквалайн" - один из немногих отечественных катеров, которые могут именоваться катерами по праву. Использование в качестве силовой установки подвесных моторов не предусмотрено. Необходимые лошадиные силы предлагается извлекать из различных моделей стационарных двигателей "Mercruiser" (от 240 до 300 л.с.). Движитель - импортная угловая колонка от различных производителей. Максимальная скорость катера в буклете дипломатично не указана. Зато перечислены опции: установка эхолота, аудио-системы, холодильника и даже 12-вольтовой микроволновки.
Хмурый тип боксерского вида, что одиноко сидел за голым кафешным столиком возле "Аквалайна", оказался хозяином фирмы-производителя. Хозяин явно был чем-то расстроен. Возможно отсутствием обвального спроса на детище своего предприятия. Строителям "Аквалайна" можно сочувствовать, но и покупателей понять стоит. В самом деле, даже продукция отечественных судостроителей, не говоря уже об основной массе экспонатов выставки, явно не рассчитана на типичного посетителя выставки - человека с высокими, но все же не с баснословынми доходами. За тот же "Аквалайн" строители хотят выручить от 24 до 36 тысяч долларов. Вопрос: кому они его за эту цену рассчитывают продать? Да, цена несколько ниже стоимости зарубежных судов аналогичного класса, но не настолько, чтобы состоятельные покупатели отказались от покупки "брендов" - фирменных катеров с прославленными именами, а т.н. средний класс принялся бы копить деньги в надежде приобрести отечественный "no name" лет эдак через десяток. Вообще, отечественное малое судостроение в массе своей постепенно обретает некие общие порочные черты. Постройка среднего "российского" катера заключается в том, что в России формуется стеклопластиковый корпус (из импортных материалов!), после чего в него устанавливается дорогущая импортная силовая установка и не менее дорогое импортное оборудование. В результате получается судно, относительно дорогое само по себе и, что самое главное, не менее дорогое в эксплуатации (за счет импортной силовой установки).
Конечно, спрос на такие катера будет. Есть же любители, готовые выложить 10-15 тысяч долларов за нашпигованную импортом "Волгу". Другое дело, что большинство все же предпочитают полностью отечественные дешевые, но добротные "Жигули". Такой вот "жигуль" на воде посетителям выставки предложили фирма "ТЛС-БИО" и саратовский авиационный завод.
Производимый ими серийно (!) катер "Николь-классик" достаточно подробно описан в одном из последних номеров "Катеров и яхт", поэтому имеет смысл отметить лишь главные достоинства этого вне всяких сомнений уникального судна. Первое и самое важное: катер целиком и полностью изготовлен из отечественных материалов и комплектующих! Корпус - клепаный легкосплавный. Качество изготовления, окраски и дизайнерская проработка проекта создают полное впечатление, что корпус отформован из стеклопластика. Архитектура классическая - с каютой-убежищем в носу. Общую положительную картину портят лишь немногочисленные конструкторские помарки вроде скользких кормовых протопчин из лакированной фанеры. Силовая установка - жигулевский 1,7-литровый двигатель, работающий через москвичевский кардан на угловую колонку собственного производства. Вообще, большинство комплектующих катера имеют автомобильное происхождение. Отсюда и радующая глаз цифра в графе "цена" - менее 7 тысяч долларов! Как жертва "автомобилизации" - вполне "сухопутная" педаль сцепления в ногах у капитана. Можно смеяться, а можно вспомнить, что такая же система управления с успехом применяется на костромских катерах серии "КС". Моторный отсек "Николь-классик" позволяет установить и 2,3-литровый двигатель от "Волги". При этом цена катера незначительно возрастет. Средняя скорость с жигулевским двигателем составляет 50 км/ч. Раскрутив мотор до максимальных оборотов, можно разогнать катер до 70 км/ч (заявленные данные).
Думается, что в недалеком будущем детище саратовских самолетостроителей составит серьезную конкуренцию продукции их коллег из Комсомольска-на Амуре - катерам "Восток" и "Амур". В самом деле, за ту же, что и "Николь-классик" цену, покупатели дальневосточных катеров получают гораздо меньше стиля, комфорта и скорости. Та же рубка на "Востоке" смотрится чем-то инородным и явно нуждается во вмешательстве дизайнера. Впрочем, дальневосточники, как выяснилось, тоже не стоят на месте. Водометному "Востоку" задумано придать прыти. Вместо 60-сильного двигателя М-412 эти катера по желанию заказчика будут снабжать 90-сильным агрегатом М-248. Водомет остался тот же. Изменился лишь шаг лопастей крыльчатки. Рано говорить насколько работоспособным будет водомет после такой переделки. Завод продолжает испытания и пока его представители отказываются назвать даже приблизительные характеристики модернизированных катеров. Иных новинок дальневосточный завод в нынешнем году не представил. К следующей выставке обещан 8,6-метровый катер типа "Стрелы-5" со стационарным движком. Движок будет импортным, т.ч. о цене всей лодки можно догадываться.
Не обошлось без новинок и Воронежское самолетостроительное объединение, в прошлые годы заинтриговавшее водномоторников комфортабельной каютной мотолодкой "Максим". На этот раз вместо "Максима" на площади перед выставочным павильоном воронежцы выставили нечто утиноносое с мудреным пластиковым верхом и явными претензиями "а-ля Bayliner" под названием "Дельфин"
. При попытке осмотреть это чудо с вашим корреспондентом случилась совершенно дикая и малопонятная история.
Поднявшись по лестнице к борту судна, жду когда из катера выйдет предудущая группа посетителей. С земли кто-то окликает. Оборачиваюсь - милиционер. Требует спуститься, при этом ведет себя нагло и обращается на "ты".
- В чем дело?
- Постой в сторонке или погуляй минут 15.
- А в чем, собственно, дело, что случилось?
- Погуляй, - каменное лицо стража порядка наливается тупой злобой.
- Поясните же в чем дело!
- Не буду ничего пояснять!
Признаюсь, откровенно растерялся от такого обращения. И в самом деле, кто подскажет, как поступить в такой откровенно дурацкой ситуации? По всему выходило, что милиционер отрабатывал некие материальные блага от хозяев стенда. Как выяснилось, лодку намеревалась осмотреть какая-то делегация. Кажется, иностранная. Вот служивый и старался, освобождал плацдарм для акул капитализма. Спрашивается, с какой стати работник милиции, чья задача - охрана порядка, выполняет функции частного охранника на частном же стенде? На нашу с милиционером милую беседу обратил внимание некий гражданин в темно-сером плаще - кажется, один из представителей завода. "Может хоть этот по-человечески объяснится?" - подумал я. Приблизившись, темно-серый посоветовал... отдохнуть и закрыть рот. Да, и еще многозначительно спросил, знаю ли я с кем разговариваю. Увы, с уверенностью я знал лишь то, что разговариваю с двумя редкими хамами. В надежде выяснить их ФИО или, как минимум должности, зашел в офис организаторов выставки. Милый улыбчивый мальчик за стойкой, выслушав меня, равнодушно посоветовал обратиться к администрации выставочного центра. По всему выходило, что организаторов "Лодок, катеров и яхт" совершенно не волнует тот факт, что на территории выставки некие неопознанные менты гоняют посетителей. На стенде воронежского завода вообще посоветовали забыть о приключившейся истории, назвав ее недоразумением. Пришлось согласиться. Да, действительно, недоразумение. Такое же, очевидно, как наша родная промышленность и ее продукция, которую мне так и не дали толком осмотреть. Очевидное недоразумение и то, что воронежцы всерьез расчитывают заинтересовать своим дюралево-слеклоптастиковым чудом иностранцев. Люди, спуститесь на землю, оглянитесь вокруг - здесь ваши покупатели, вокруг, а не за границей! В самом деле, кто из пресыщенных забугорных лодочников соблазнится аляповатой пародией на современные западные катера с легкосплавным корпусом от "Максима" (под подвесной мотор), инородно смотрящейся стеклопластиковой палубой, наспех пришпандоренным привальным брусом и дельными вещами? Какой чудак выложит за все это 18 тысяч долларов (только корпус без мотора!), зная, что мотолодка произведена неким zavodom iz voronezha? И впрямь сплошное недоразумение! Пусть его. Хозяин - барин.
Кстати, "Максим" к нынешнему году заметно подешевел. Теперь за него просят 13 с небольшим тысяч долларов. Представитель завода утверждал, что цена упала, потому что мотолодка вошла в серию. Сомневаться не было оснований.
Там же, перед входом в павильон, в ряду катеров и мотолодок демонстрировался агрегат, не рассказать о котором нельзя. Самарская фирма "Гидроплан" выставила свой самолет-амфибию "Корвет".
3-местный самолетик с размахом крыльев 10,6 метров способен взлетать с воды и садиться на воду. Этим своим уменьем он и заслужил место в "водной" части экспозиции. Самолет разборный - в транспортном положении по частям убирается в симпатичный фургончик с дышлом под фаркоп обыкновенного легкового автомобиля. Максимальная скорость - 160 км/ч, крейсерская - 120 км/ч, минимальная - 70 км/ч. Для разбега "Корвету" требуется 100-метровая полоса чистой воды с глубинами не менее полуметра или 70-метровый отрезок суши. Двигатели - два импортных 64-сильных "Ротакса". Создатели самолета утверждают, что научить летать на этой стрекозке можно за 42 часа. В случае отказа двигателей она может планировать в поисках посадочной площадки на расстояние до 10 км. По желанию заказчика устанавливается спасательная парашютная система - главное успеть дернуть чеку на высоте 50 и более метров, после чего самолет вместе с пилотом плавно спустится на землю, благо весит он чуть более полутонны. Желающим почувствовать себя птицей придется выложить 17000$ за самолет и примерно по 10000$ за двигатели. Любопытно: тормоза к самолету предлагаются в качестве опции и стоят 500$. Хотя, в самом деле, зачем тормоза на воде?
В репортаже с выставки прошлого года мы посетовали на отсутствие в экспозиции стендов столичных судостроителей (казалось бы им-то принять участие в выставке ничего не стоило!). Год спустя столица чуть-чуть зашевелилась. Московский судостроительный завод, широко известный речными трамвайчиками "Москвич" и "Московский", представил проект моторной яхты "Newstar". Строиться судно будет на Московском судостроительном по голландскому проекту. Цена готовой и полностью укомплектованной посудины - 680 тысяч долларов. За эти немалые деньги заказчик получит судно весьма стремительного и даже агрессивного внешнего вида, но с водоизмещающим корпусом. Кстати, корпус планируется делать из стали, а вот надстройку - из алюминиевых сплавов. Строители обещают, что судно будет полность соответствовать гордому статусу моторной яхты. На борту предусмотрено 4 комфортабельные каюты, салоны, прогулочная палуба, камбуз, туалеты и душевые - все по высшему разряду. Двигать этот дом на воде в минимальной комплектации будут два 150-сильных дизеля. Скорость с этими моторами составит 18 км/ч; максимальных 25 км/ч можно достичь, применив 540-сильную силовую установку (заявленные данные). По словам представителя завода, одна такая яхта уже заложена, а еще два заказчика ждут своей очереди. "Руководителям крупных компаний нравится проводить переговоры на борту своего судна, начиная беседу в Москве, а заканчивая ее, скажем, в Ницце", - объяснил свой нескрываемый оптимизм представитель завода. Оказывается до сих пор "руководители крупных компаний" вынуждены были переоборудовать под моторные яхты серийную продукцию завода (речные трамвайчики) и вот теперь любителям переговоров на воде предложили достойную замену.
Посетители, у которых не было семисот тысяч долларов на покупку моторной яхты с интересом изучали прайсы на надувнушки. Как и в прошлом году достойную конкуренцию импортным изделиям составили моторные надувнушки "Бриг". Особенно приятно порадовал ценами питерский "Лидер": 3-местная надувнушка из ПВХ под 6-сильный мотор - 520$.
Среди стендов с импортной продукцией особенно выделялся торговый дом "Царь", которого в прошлом репортаже мы пожурили за скудость экспозиции. Вряд ли мы тому виной, скорей всего причина в оживившемся спросе, но в этом году по части внимания к потенциальному клиенту "Царь" обставил всех своих конкурентов. Во-первых ему принадлежала самая представительная шеренга судов у входа в павильон. Здесь было все - от моторных лодок до шикарных катеров и даже огромной (по выставочным меркам) парусной яхты "Бавария". Надев специальные тапочки, в каждую лодку можно было забраться, все, что угодно, посмотреть и пощупать. Честно скажу, из "Баварии" вылезать не хотелось. Хотелось как раз наоборот, добавить вокруг яхты воды, поднять паруса и... Ну, вы меня поняли.
В прошлом обзоре выставки мы посетовали на то, что все практически стенды торговцев импортной продукцией представляли собой лишь слабую копию их складского ассортимента. И в самом деле, с одной стороны, на выставку ходят, чтобы увидеть все сразу в одном месте, с другой - не потащишь же в экспоцентр весь свой магазин со складом в придачу! "Царь" решил эту проблему до гениальности просто - всех желающих бесплатно отвозили из экспоцентра в розничный магазин "Царя" на Кастанаевскую улицу. Там можно было и посмотреть, и купить, хотя, конечно, цены, цены... Когда писал репортаж с прошлогодней выставки, коллеги по ботклубу попрекали меня: ну что, мол, ты проявляешь публично классовые чувства - если баснословные цены существуют, значит за них что-то реально покупается, есть спрос - есть и предложение. Так-то оно так, но ведь спрос есть не только на дорогущие импортные подвесники и пластиковые катера-мыльницы (об одном таком чуде-юде чуть позже), но и на дешевые отечественные моторы, незамысловатые алюминиевые мачты, всякую нехитрую мелочевку для МАССОВОГО потребителя. Можно, конечно, спорить какой потребитель массовый. Понятно, что в Москве и в регионах он разный, но и Москва - не вся страна. К примеру, четверо моих земляков имеют яхты, десяток - катера и моторные лодки. Все они время от времени приобретают что-нибудь для своих судов, т.е. создают, так или иначе, устойчивый, а главное прогнозируемый, платежеспособный спрос. Все свои будущие покупки мои знакомые сделают в других местах - эта выставка по-прежнему не для них.
Подробно описывать многочисленные импортные катера не буду. Как метко заметил один из посетителей выставки, люди, способные купить такие суда, предпочитают смотреть их не в Москве, а, скажем, в Дюссельдорфе, что, наверное, и в самом деле разумно.
Как уже было сказано, даже с учетом всех придирок, уходил с выставки с ощущением начинающегося подъема и надеждой, что к следующему году, смогу, наконец, покинуть экспоцентр не только с ощущением, но и с какой-нибудь реальной покупкой. Производятся же в стране и отечественные моторы, и радиостанции, и эхолоты, и даже такие экзотические штуки как экранопланы, или скажем мини-подводные лодки. Почему все это добро можно видеть лишь на региональных выставках, а то и вовсе получать информацию через знакомых и друзей? Слишком дорога выставочная площадь или недостаточно активны организаторы столичного "бот-шоу"? Все же хочется применить этот термин к московской выставке без кавычек и снисходительных скидок!

К.Рудин 30.03.2001

Администрация сервера приносит извинения за качество и количество фотографий  - фотоаппарат не выдержал моросящего дождя и вел себя как попало.

Обсудить в конференции