Катера и лодки

Моторы

Полезняшки

Мастерская

Объявления

Обо всем

Конференция

Судовождение

О сервере

Москва - Соловки

Часть IV. Белое море.

1.    НАВИГАЦИЯ

В данном разделе я постараюсь осветить вопросы, которые при выходе в Белое море являются новинкой для "пресноводных" и "соленых" с иных морей. Это прежде всего приливно-отливные явления, которые еще в недавнем прошлом существенно усложняли жизнь штурману: при проведении подготовительных мероприятий я переговорил с несколькими москвичами, которые ходили по Белому морю, и все они сходились во мнении, что первый выход в Белое, имея только опыт озерного хождения, такой же качественный скачек, как и первый выход в Онегу для людей, не бывавших дальше 6 шлюза канала им. Москвы.

Тем не менее, нам удалось выработать некую методику, которая существенно облегчает жизнь штурману в Белом море в настоящее время. Возможно у "местных" (архангельцев и чупинцев) она вызовет улыбку своей очевидностью, но для вновь выходящих, надеюсь, будет хорошим подспорьем. Нижеприведенные советы предназначены прежде всего тем, кто имеет опыт только ВВПшного озерного хождения.

Итак, что надо иметь при выходе. По техническому обеспечению: обязательно необходимы стационарная рация морского диапазона (минимально 25 ватная), GPS-приемник, спасплот, РЛС отражатель, НЗ (включая пресную воду), огни должны соответствовать МППСС-72, питьевая вода должна быть в необходимом количестве из расчета 2-3 литра на человека в сутки; также желателен КОСПАСовский буй, аварийный РЛС ответчик, аварийная носимая рация и т.п. - смотрите ORCшные, SOLASовские, а также спецснабженческие требования. По литературному обеспечению: лоцию (№ 1110), огни и знаки (№ 2105), карты генеральные и путевые - это очевидно, но еще не помешают и местные (конкретные номера - в тексте); помимо этого желательно иметь атлас течений Белого моря (№ 6101), таблицы приливов (№ 6001), лучше на этот год, но можно и на другой - главное иметь ориентировочные высоты и периоды, сводное описание режимов плавания в Баренцевом, Белом и Карском морях (№ 4140), а также правила плавания во внутренних и территориальных водах Баренцева и Белого морей, тем более что на последние два ссылаются все карты.

Документальная обработка приливов

Следует помнить, что в таблицах приливов нет порта Беломорск. Но есть Кемь и остров Сосновец. Для того, чтобы пересчитать на порт Беломорск необходимо к временам Кеми прибавить 2 часа 30 минут. Смещение Кеми от Сосновца 6 часов 20 минут. Ориентировочные высоты вод (с точностью до 10-15%) можно брать по Кеми.

В среднем в Онежском заливе и по всему бассейну Белого моря можно принимать перепад вод равный 2 - 2,5 метра. То есть лодки с осадкой в 2 метра должны вставать на якоря на глубинах (по эхолоту) не менее 4 - 4,5 метров. Следует помнить, что на картах приводятся глубины при минимальных уровнях воды.

Вообще в Белом море есть места, где средняя величина сизигийного прилива может достигать 7,6 метра (Мезенский залив), к тому же штормовые нагоны могут достигать 3,6 м (тот же Мезенский залив), то-есть бывают варианты с 10 (!) метровыми перепадами воды. Что же касается приливно-отливных течений, то в бассейне Белого моря они в максимуме не превышают 3 узлов, но есть места и с 4,5-узловыми течениями. Это конечно исключения, но об этом следует помнить и не убирать атлас течений далеко от штурманского стола.

Учет приливно-отливных течений в реальном хождении.

Небольшой экскурс в историю. Соловки были использованы Советской властью как "пилотный проект" по тематике лагерей. Почему? Прежде всего потому, что природные условия таковы, что приливно-отливные явления вокруг Соловецких островов создают водоворот течений против часовой стрелки: в проливе Западная соловецкая салма на приливе создаются течения в 2,3-3,5 узла, направленные вглубь Онежского залива, в это же время в проливе Восточная соловецкая салма течения не превышают 1,5-1,8 узла; при отливе же, наоборот, в Восточной Салме до 2,7-2,9 узлов из залива, в Западной же Салме не превышают 2-х. Это позволяло помимо всего прочего содержать очень малый по численности отряд охранников, так как удрать из СЛОНа было практически невозможно. Случаи удачных побегов не превышают десятка, так как лодок у заключенных не водилось, а бревна рано или поздно море обратно выбрасывало на берег Соловецких островов.

В Белом море достаточно часто наблюдаются так называемые сулои, т.е. водовороты и местные струйные течения, связанные с приливно-отливными явлениями. Скорости в струях могут быть выше, чем усредненные указанные в атласах, при этом лодка, попадая в такие места, становится практически неуправляемой. И это не на реке в узостях, а в условиях отсутствия видимых берегов!

Совет десятый: не пытайтесь "по науке" учитывать ветровой дрейф и течения при прокладке. Гораздо более эффективно, после того как легли на курс, прикинуть ориентировочно ПУ (путевой угол) зная КК (компасный курс), после чего, пройдя 3-5 минут, свериться по GPS и получить суммарный реальный угол между ПУ и КК. Далее довернуться по компасу на необходимое число градусов до получения необходимого ПУ по GPS и идти полученным (доведенным) КК.

Действуя подобным образом, мы вели прокладку практически без "дрейфовой зюки" и попадали в нужные места, обрабатывая отсчет GPS один раз в полтора-два часа.

И учтите - в атласах и книгах все очень приблизительно: "0800-1407 | N 65d 02.8m, E 035d 29,2m | … вдоль берега [о. Соловецкий] нас несет [на N] 2,5 узла за 5 часов до полной воды у Сосновца: больше чем по атласу в 2 раза…".

Особенности гидрометеоусловий

Возможно, я немного утрирую, возможно, нам "повезло", но, пообщавшись с местными, похоже что нет. Погода на Белом море вещь достаточно быстроменяющаяся. Например, вышли мы из Беломорска (карта № 16013) утром (9 часов) в полном штиле и мареве. Даже минут 20-30 после покидания подходного канала мотором воду месили, чтобы дойти до Соловков засветло - идти все-таки 40 миль. Видимость хорошая, и даже миражи слегка. А через 3,5-4 часа мы имели уже реальных 6 баллов, 1,5-2 метровую волну, видимость сократилась до неприятной (не более мили): при прямом солнечном свете из-за волнения поднялись глубинные холодные воды и море откровенно парило, причем так, что мы увидели маяк острова Топы только с 1,5 километров, и то с трудом. Никакого шторма - просто раздуло. При этом о. Соловецкий мы видели миль с 15-20, а потом он проявился только когда мы были в 2-2,5 милях от берега - у берега течения менее скоростные и вода прогревается на больших глубинах, парение прекращается. Самое забавное (правда сейчас, тогда было не до смеху), что не был выставлен входной буй Ангарского створа, и мы, покрутившись и перепроверив координаты по второму GPSу, просто пошли по карте: в бинокль при том волнении и небольшом парении, рассмотреть створы и кромочные буи от точки, где должен был быть приводной буй, не представлялось возможным . И это при облачности в 3-4 балла!

2.    СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА

Совет одиннадцатый: в какой-то степени повторяюсь, но для Белого моря сверхактуально, почти на уровне необсуждаемого, - если Вы хотите попутешествовать, то "тузик" необходим. Иначе просто в две трети мест можно и не ходить: не выйдете на берег.

Без нормального "адмирала", соответствующего вашей лодке, в Белом море делать нечего. На Северодвинском "Резоне" (полутонник) "адмирал" таскают вдвоем. И я их прекрасно понимаю.

Что надо иметь по Соловкам в плане карт: 16018 (острова целиком) и 19010 (гавань кремля). На мой взгляд, не информативны промежуточные карты 16010 и 16011.

Где стоять в гавани Благополучия: конечно сухой док. По первости его не найти - "спрятан". Надо идти в самую глубь к кремлю. Не обращайте внимания на мачты и лежащие на берегу полуостровка "фины" и иные олимпийцы справа по ходу. Вам нужно дойти до кремля "в упор" - метров на 70-100 до стен. Слева будет причальная стенка, там монастырские катера, которые ходят на Кемь. Их узнать просто: названия подобающие ("Святитель Николай" например), и иконы на ходовых рубках. Но вам дальше: если вы внимательно посмотрите несколько правее правых оконечностей кремля, то увидите торчащие из земли мачты. Они немного "закамуфлированы" под столбы местной линии электропередач. Это Ваша цель: поворачиваете направо и вдоль берега и стен кремля, не удаляясь (глубины 2.5-3 метра), идете еще метров 150. Ворота в док открываются внезапно "за углом". Стоять там одно удовольствие - все свои. Не набивайте втугую чалки, привяжите к цепям - сработают как демпфер. Якорь прямо под корму (метра 3 от силы). На форштевень приспособьте что-нибудь в виде подушки, чтобы не потереть нос о парапет. Могут наведаться погранцы. К нам приходили, но нас не было. И все.

Что смотреть? А что хотите! Кремль, водную систему (их две: транспортная и питьевая - можно взять лодку и покататься по каналам. Можно взять велосипед на прокат и покататься по острову - съездить на Секирку, например. Или в ботанический сад (его спонсором, кстати, является принц Чарльз). Я не собираюсь описывать все, что там есть, а есть там много чего: купите путеводитель и вперед.

Относительно магазинов, почты, телеграфа - есть все. МТС отсутствует, но есть NWGSM. Поесть - есть кафешки (неплохая свежая треска в разных видах): вправо от кремля. Купаться по утрам лучше всего в озере за кремлем, там же и умываться. Вопрос о гальюне это вопрос. Вообще-то можно поступить следующим образом: есть гостиница, совмещенная с турбюро и прочими службами: светло-бежевое здание, торцом стоит к монастырю на взгорке на левом берегу бухты. Основное: сделать "морду кирпичом" при прохождении вахты. Некоторым из наших это удавалось… Встречаются также будки общественного типа.

Если Вы собрались на о. Анзерский, то зайти в Троицкую губу вы сможете и по карте 16018. Стоянка в губе защищенная от всех ветров. Мы вставали N 65d 11.1m, E 035d 58.9m метрах в 50-60 от разрушенного причала и избы, у которой начинается дорога по острову. Для посещения острова необходимо "одобрям-с" от монастыря: остров отдали монахам. Одобрям-с получается в кремле, лучше зайти с заднего входа: в те ворота, где Св. Николай, метрах в 20-30 от ворот справа двери, поискать там. Тетушка, очень любезная, попросила монахам не мешать и у них не останавливаться на ночь. Но, узнав, что мы яхтсмены и у нас "все с собой" включая свой мусор и спальные места, успокоилась и выписала "бамашку".

Про Заяцкие острова: там скит (не работает) и лабиринты. Из-за лабиринтов его курирует музей (о. Соловецкий курирует лесхоз), и без экскурсовода не пускают (приказ 244-в от 2003 года). Сидят там охранники круглосуточно. Мы посовещались, пообщались и решили, что "курирует" в данном случае означает "зарабатывает на…". Ладно, не шибко хотелось… Но, если есть желание, детально выясните все в музее заранее и пробуйте - может вам повезет больше. И не забудьте узнать в лесхозе: там все меняется каждый год.

3.    КУЗОВА И ОСТАЛЬНОЕ

В связи с тем, что в Повенце (на входе в Беломоро-Балтийский канал) были обнаружены трещины в краспицах, было принято решение сократить наше первое пребывание в Белом море до минимума. Поэтому ни в Кемь, ни в Чупу, ни в Кандалакшу, как планировалось ранее, мы не пошли. А очень хотелось. Ограничились Соловками и Кузовами на обратном пути.

Хорошая стоянка на Немецком Кузове сразу за скалой у креста. Метрах в 50-70 от берега бросаете якорь и стоите достаточно спокойно даже в свежую погоду. С пресной водой на островах напряженка, но на Немецком Кузове есть: там, где пологая скала справа бухты сходит на нет и начинается березнячок, есть небольшой родник. От него на другую сторону перешейка ведет тропа - там изба рыбаков.

Заход к Кузовам между островами Верхний и Средний. Карта понадобится 16034. Эта же карта понадобится для входа в Кемь.

Нижеприведенная информация добыта не личным опытом, а по разговорам с людьми. Тем не менее, на нее можно опереться, так как спрашивали неоднократно и у разных людей.

Про Кемь информация противоречивая, но, судя по всему, контроль этого порта в руках коммерческих организаций. Впрочем, если вы не будете заниматься коммерческим перевозом экскурсантов на Соловки, то проблем не возникнет.

Чупа. 20 километров по узкому проходу и небольшой яхт-клуб, в котором ждет радушный прием: там 2 четвертака и полутонник. На сайте есть их  и телефоны. Я созванивался, когда планировал там частичную смену экипажа. Вплоть до возможности встретить и поселить на сутки в клубе, если мы задержимся.

Интересны многие места в направлении Кандалакши, но для этого надо пройти около 70 миль от Соловков на NNW без остановки.

Заход в Архангельский яхт-клуб приведет к 30-километровому путешествию по реке. В Северодвинск не пустят - опять закрытый город. Если Вы решили идти в Архангельск от Соловков, лучше проходите Западной соловецкой салмой: по словам сменного капитана "Резона", даже им - местным жителям - не всегда комфортно возле о. Жижгинский.

Выход на север (за Горло) это уже серьезный шаг, так как спрятаться в случае плохой погоды там уже совсем тяжело - только в Мурманске. Войти туда просто, а выйти… Будут напряги с погранцами, потому что если вы выходили из Беломорска, то, повторюсь, погранцов там нет и оформлять некому и нечего (кроме капитана порта).

Михаил Хавин,
Яхтенный капитан
Июль, 2004

Обсудить в конференции